МОСКВА, 18 янв — ПРАЙМ. Производители известных кормов для кошек постепенно сокращают в России вес маленьких упаковок с влажным кормом – так называемых паучей, объясняя это решение стремлением предложить домашнему питомцу оптимальную порцию; опрошенные РИА Новости эксперты видят в этом решении в том числе экономические основания.
Широко представленный в торговых сетях РФ корм для кошек Felix, который раньше предлагался в паучах веса нетто 85 граммов, в прошлом году стал постепенно заменяться пакетиками меньшего веса – 75 граммов; с 2023 года в магазинах представлены только эти упаковки, обнаружил корреспондент РИА Новости.
В пресс-службе Nestle (компания Purina, производитель корма Felix, входит в корпорацию Nestle) подтвердили, что на сегодняшний день влажные корма для кошек Felix представлены в упаковке 75 граммов. "Изменение формата упаковки учитывает общие тенденции на рынке и предпочтения потребителей по размеру оптимальной порции для питомцев. В настоящее время значительная доля влажных кормов для кошек в паучах на российском рынке представлена в объеме 75 граммов", — сообщили в пресс-службе.
Примерно два года назад уменьшить вес влажного корма в пауче решил производитель и другого массового бренда – Whiskas (производится Mars Petcare, входящей в корпорацию Mars). Сейчас пакетики Whiskas также представлены весом 75 граммов: по наблюдениям РИА Новости, несколько лет назад он тоже составлял 85 граммов.
"Принимая любое решение об изменении продукции, мы опираемся на научно-ориентированный подход. Мы регулярно проводим исследования потребления корма кошками в Центре изучения питания домашних животных. Наши исследования показали, что среднее потребление корма кошкой составляет 60-75 граммов за одно кормление в зависимости от веса животного. На основании данных результатов еще в 2021 году мы приняли решение об оптимизации размера упаковки во влажном портфеле бренда Whiskas", — сообщили в пресс-служба Mars Petcare.
ЭКОНОМИКА И ПРОМОАКЦИИ
Экономические основания такого решения тоже есть, считает гендиректор аналитического агентства на потребительском рынке РФ "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он отметил динамичный рост продаж кормов и в целом товаров для животных в денежном выражении, но также обратил внимание, что в этой категории из-за усиления ценовой конкуренции достаточно сильно падала маржинальность — и ритейлеров, и производителей.
По его словам, четвертый квартал был рекордным по доле в общих продажах ритейла промоакций, но при этом характеризовался и достаточно серьезным снижением штучных продаж в большинстве категорий FMCG (товары повседневного спроса — ред,), поскольку потребители перешли к режиму жесткой экономии.
"Видимо, в сегменте кормов для животных достаточно быстро падает маржинальность, поэтому уменьшение веса упаковки дает возможность, не повышая цену на полке, увеличить доходность и маржинальность. Думаю, такие решения будут использоваться не одним производителем: малые упаковки обеспечивают, как правило, более высокую маржинальность", — сказал Бурмистров.
ДОЛЯ РЫНКА
Согласно данным исследовательской компании NielsenIQ, пакетики с влажным кормом для кошек стабильно занимают в России заметную часть рынка, а их продажи в целом растут: например, за январь-ноябрь 2022 года на долю паучей в продажах кормов для кошек пришлось 65% в натуральном выражении и 56% — в денежном. На втором месте – пакетики для сухого корма, с долей 32% в штуках и 40% — в деньгах.
В целом по итогам 11 месяцев 2022 года продажи кормов для кошек в штуках в сравнении с аналогичным периодом 2021 года снизились на 0,4%, но в денежном выражении – выросли на 21,2%: в частности, паучей в натуральном выражении было реализовано на 0,5% больше, чем год назад (в деньгах – на 24% больше), а пакетов с сухим кормом – на 7% и на 27,2% соответственно, свидетельствуют материалы компании.
"Наиболее крупные сегменты в категории — пакетики для сухого и пакетики для влажного корма для кошек — остались в позитивной зоне по темпам натуральных продаж, в то время как вся категория в целом закрепилась в отрицательной зоне, а маленькие сегменты — коробка, жестяная банка, — и вовсе демонстрируют двузначные темпы снижения", — говорит директор NielsenIQ по работе с клиентами Салтанат Нысанова.
Доминирующим сегментом в продажах стали паучи с весом меньше 190 граммов (в этот вес входят и упаковки весом 75 и 85 граммов): по данным NielsenIQ, на их долю пришлось более 99% от общих продаж паучей и в денежном, и в натуральном выражении.
КОШКИ НЕ ЗАМЕТЯТ
Существуют разные мнения по поводу того, какой объем пауча достаточен для разового кормления среднестатистического здорового животного, говорит ветеринарный врач-инфекционист сети клиник "Свой доктор" Елена Бажибина: например, в ряде случаев было доказано, что достаточно 80 граммов.
"Полагаю, что для кошек смена порции не сыграет заметной роли: на моем опыте мало кто из владельцев кормит питомцев только паучами, это все-таки не очень дешево. Думаю, уменьшение веса пауча с влажным кормом на 10 граммов больше связано с экономикой самого производителя, а цена новой упаковки для покупателей в перспективе будет не ниже, чем старой упаковки в 85 граммов", — считает эксперт.
В компании Mars отметили, что вместе со снижением веса упаковки были пропорционально снижены и отпускные цены в прайс-листе ООО "Марс". В свою очередь в пресс-службе Nestle не стали комментировать ценовую политику. По наблюдениям корреспондента РИА Новости, паучи Felix весом 75 граммов в рознице сейчас стоят не меньше, чем в прошлом году предлагались упаковки весом 85 граммов, в том числе и по промоакциям.
В целом промышленные корма более сбалансированы с точки зрения потребностей животного, говорит Бажибина, поэтому кормить ими питомца лучше, чем домашней едой. "Но чтобы точно понять, сколько животному в день нужно такого корма, надо сопоставлять суточное потребление им белка и его содержание в корме. Но на самом деле никто из владельцев в подавляющем большинстве этого не делает", — заметила ветврач.
Согласно рекомендациям на сайте Felix, взрослой домашней кошке весом 4 килограмма рекомендуется предлагать четыре пакетика влажного корма в день, стерилизованной – три. Схожие рекомендации – по ряду таких товаров на сайте Whiskas: четыре или пять паучей в день, при условии только влажного корма.