МОСКВА, 19 янв — ПРАЙМ. Идея вице-премьера, главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова открывать киоски с одеждой и продуктами возле входов в торговые центры реализуема, но вызывает вопросы и может негативно сказаться на посещаемости в ТЦ, считают опрошенные РИА Недвижимость консультанты.
Ранее РБК выяснил, что Мантуров рекомендовал региональным руководителям дать места для торговли малому и среднему бизнесу у торговых центров. Хотя предложение позиционируется как рекомендательное, до 1 июля 2023 года региональные власти должны предоставить в Минпромторг доклад о размещении таких объектов с фотографиями. Предоставлять торговые места предлагают без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе.
По мнению партнера Ricci | Blackstone Алексея Сигала, такая инициатива может иметь неплохой отклик в плане точечных киосков с учетом сезонности, например, фейерверков в осенне-зимний период. Он также отметил, что пока такое предложение вызывает много вопросов — это и малое количество торговых центров, где земля принадлежит муниципалитетам, и нормы пожарной безопасности, что чревато сложностями в плане согласований.
Управляющий партнер Retex Полина Жилкина считает, что хотя для ряда небольших торговых центров такая инициатива могла бы стать плюсом, средние и крупные объекты рискуют получить негативный эффект, так как размещение киосков будет забирать часть бизнеса у арендаторов в торговых центрах. По ее словам, в том же ТЦ заполнение пространства имеет определенные нюансы.
"У многих арендаторов в договорах аренды есть условия эксклюзива. Иногда они могут быть более мягкими — арендатор ограничивает собственникам размещение продуктового магазина площадью от 150 метров. А иногда собственник ТЦ даже де-юре не имеет права размещать ничего, что пересекалось бы по товарным позициям с тем, чем торгует супермаркет", — объяснила Жилкина.
Глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько отметила, что рекомендация ставить павильоны бесплатно вызывает недоумение, хотя некоторые ТЦ уже используют данную практику в виде продуктовых ярмарок.
"Фермерская продукция — востребованный товар и иногда торговый киоск по оборотам может посоревноваться с небольшим супермаркетом. С учетом льготного налогового режима индивидуальные предприниматели более чем способны платить рыночные арендные ставки", — подчеркнула она.
Президент Magic Group Александр Перемятов также считает, что предлагаемый формат киосков может сильно ударить по торговым центрам, поскольку такая организация пространства, по его мнению, это шаг на десятилетие в прошлое. Кроме того, он напомнил о проблемах конкуренции с более дешевым Китаем.
"Мы можем столкнуться с тем, что вместо российских товаров там будет продаваться товар с Алиэкспресса, дешевые подделки с перешитыми лейблами, а потребитель будет введен в заблуждение, что создаст отток трафика из ТЦ в целом", — заключил Перемятов.