МОСКВА, 14 фев — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Будущее европейской энергетики в условиях ожесточенного санкционного противостояния с Россией по-прежнему очень туманно. Страны, не имеющие выхода к морю, не выдерживают первыми, а надежда региона на возобновляемые источники энергии грозит новой зависимостью — на сей раз, не от России..
ПРИНЦИП НЕЙТРАЛЬНОСТИ
Власти Австрии получили порцию жесткой критики за выдачу виз 15 законодателям из России, которые планируют посетить Вену для участия в заседании Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 23-24 февраля. Представители делегаций из 20 стран, входящих в ОБСЕ, потребовали не пускать на мероприятие российских депутатов, находящихся под санкциями. Представители Вены парировали, что как принимающая сторона считает себя обязанной обеспечить визами всех участников заседания.
Напомним: в конце января бывший кандидат в президенты Австрии Геральд Грош раскритиковал энергетическую политику ЕС: газ из России, которым его страна пользовалась полвека, продолжает поступать, несмотря на декларируемый отказ от российских поставок, но по другим маршрутам, к тому же стоит дороже. А незадолго до этого гендиректор австрийского энергетического концерна Energie AG Вернер Штайнекер сказал, что доля поставок из России в импортируемом в страну сырья достигает 50 процентов, а не 20, как это утверждается официально.
Эксперты сходятся во мнении, что демарш Вены по поводу виз для российских законодателей напрямую связан с проблематикой, которая тревожит австрийские власти и бизнес в первую очередь. А именно — энергетической безопасности.
"Австрия всегда была довольно обособленной (от остальной Европы. — Прим. ред.) в плане энергетической политики, — отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Смысл ее позиции в политике неприсоединения".
Именно Австрия первой из стран вне социалистического блока 50 лет назад начала получать этот энергоноситель из СССР, сохраняя нейтральный статус.
"Когда к ней газ приходил, менялось право собственности. То есть газ в Италию и Германию направляли уже сами европейские компании", — пояснил специалист.
Именно благодаря этой политике неприсоединения Вена получила статус газового хаба и оставалась им длительное время. Теперь там тоже понимают, что сотрудничать с Москвой выгодно. Политика со временем меняется, а испорченные отношения потом будет сложно восстановить.
ТОПЛИВНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Эксперт Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Дмитрий Коптев отметил, что "австрийская проблема" не случайно обострилась в конце отопительного сезона 2022-2023 годов.
"Сейчас актуальной становится следующая зима, для которой снова придется создавать запасы", — рассуждает он.
Австрия не смогла решить проблему зависимости от российского газа хотя бы потому, что не имеет выхода к морю и возможности напрямую покупать СПГ. Приобретение альтернативного газа возможна либо на юге, в Хорватии, либо на севере — оба варианта сопряжены с затратами и их невозможно реализовать быстро и в достаточном объеме.
"Придется получать газ из отдаленных источников, платить всем соседям, чтобы они к тебе его прокачивали, либо использовать виртуальный реверс. К тому же, роль хаба потеряется", — пояснил Юшков. Снизится и политическое значение страны.
Однако партнеры по ЕС могут попытаться использовать политическое давление, чтобы "убедить" Вену хотя бы в межсезонье снизить эту зависимость. Иными словами, от Австрии требуют разорвать все контакты, отказаться от российских углеводородов или, по крайней мере, создать условия для диверсификации источников.
ДЫХАНИЕ КИТАЙСКОГО ДРАКОНА
Сделать это, однако, будет сложно. ЕС рассчитывает, что к 2030 году солнце станет для него основным источником энергии. Однако ради этой цели придется угодить в зависимость от Китая — одного из лидеров на рынке производства всего, что связано с солнечной генерацией. Конкурировать с Пекином на этом поле трудно — их компании пользуются преференциями от государства. Китай вкладывает миллиарды долларов в создание новых заводов по производству поликремния — в результате ожидается падение стоимости фотоэлектрических преобразователей до исторического минимума в 2023 году.
Стоит ли Европе с ее высокими ценами на энергию и стремлением к безуглеродной экономике развивать это производство у себя — вопрос открытый.
"Идея международного разделения труда весьма здравая, а производство поликремния очень энергоемкое и не слишком экологически чистое. Не факт, что Европа такое потянет", — рассуждает Коптев.
При этом ЕС так и не отказался от "зеленой повестки" и идеи достижения в ближайшие десятилетия "климатической нейтральности", которая будет сопровождаться полным отказом от ископаемых источников энергии. Другой вопрос — насколько эти планы реалистичны, учитывая, в том числе, китайский фактор.