АЛМАТЫ, 15 мая — ПРАЙМ. Отсутствие прямого выхода к морю ограничивает экономическое развитие стран Центральной Азии, решить эту проблему помогло бы развитие транспортной инфраструктуры региона, в том числе за счет иностранных инвестиций, заявил председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов.
"Отсутствие выхода к морю ограничивает торгово-экономический потенциал Центральной Азии. Из-за высоких транспортных расходов ВВП стран, не имеющих выхода к морю, в среднем растет на 20% медленнее, чем могло бы быть", — отметил Подгузов, выступая на конференции ADFIAP.
Для решения данной проблемы глава ЕАБР предложил провести расширение транспортной инфраструктуры региона, причем по всем направлениям. "Новые железнодорожные маршруты и контейнерные перевозки могут способствовать более эффективной интеграции в глобальные цепочки поставок и снижению транспортных расходов. По этой причине Центральная Азия по-прежнему нуждается в иностранных инвестициях в этот сектор", — добавил Подгузов.
В презентации, которая была представлена участникам конференции, говорится, что евразийский транспортный каркас сейчас расширяется за счет новых железных и автомобильных дорог. Появились каспийские морские порты, аэропорты, транспортно-логистические центры, пункты пропуска через границу. "За последние 10 лет количество контейнерных поездов в сообщении Китай — Европа выросло более чем в 200 раз", — отметил Подгузов.
"Быстрый рост населения, урбанизация, развитие сельского хозяйства и промышленности — все эти процессы требуют больше воды. Позиция нашего банка заключается в том, что Центральная Азия должна использовать коллективный подход к управлению водными ресурсами в регионе. По оценкам ЕАБР (они совпадают с оценками Всемирного банка и других организаций), устранение существующих недостатков за счет кооперации может привести к дополнительному увеличению темпов роста регионального ВВП на 1,5% в год", — заключил он.
Подгузов также указал на угрозы, связанные с изменением климата. Страны Центральной Азии относятся к числу наиболее уязвимых в мире к таким рискам. "Водный стресс высок, и ожидается, что к 2040 году в некоторых регионах Центральной Азии он увеличится в 2,8 раза. Кроме того, в регионе будет наблюдаться большее повышение температуры по сравнению со среднемировым показателем. Это может привести к ускоренному таянию ледников, сокращению снежного покрова, усилению опустынивания, деградации и засолению земель, утрате биоразнообразия и усилению обезлесения", — отметил глава ЕАБР.