МОСКВА, 15 июл — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Китай стремительно скупает нефть, газ и доли в крупнейших компаниях и транспортной инфраструктуре по всему миру. Означает ли это, что Пекин всерьез нацелился на мировое господство и откуда у него на все это деньги?
Виноваты эти Штаты
Начнем с транспортной инфраструктуры — Китай действительно активно ей интересуется и скупает доли в европейских компаниях, прежде всего, в портах. Это имеет решающее значение для успешного завершения глобального проекта "Один пояс, один путь", одна из главных целей которого как раз в том, чтобы соединить китайских производителей с европейским рынком.
"Если этот проект удастся реализовать, КНР станет геополитическим игроком, способным всерьез соперничать с США за влияние в мире, поскольку получит собственную глобальную транспортную инфраструктуру, полностью свободную от американского контроля", — указал политический обозреватель Дмитрий Галкин.
Даже СССР не обладал подобными возможностями для распространения своего экономического и политического влияния.
Вашингтон это понимает. Администрация США открыто заявила, что не допустит успешного завершения данного проекта, и продемонстрировала, что собирается сдержать слово. Она резко выступила против того, чтобы китайские компании приобретали контроль над европейскими портами.
Страны Балтии и Южной Европы вынуждены были вследствие этого остановить уже намечавшиеся сделки. Поэтому компании из КНР теперь приобретают европейскую транспортную инфраструктуру не напрямую, а через посредников.
Противостояние вокруг проекта "Один пояс, один путь" заставляет Китай опасаться, что Вашингтон примет меры, чтобы ограничить поставки энергоносителей в КНР и затруднить производство высокотехнологичных товаров китайскими компаниями.
Поэтому в Пекине готовятся к ответным шагам: устанавливают контроль над добычей сырья, необходимого для производства компьютерной техники, прежде всего редкоземельных металлов, а также сапфиров.
Путь к глобальному лидерству
Все это означает, что, несмотря на козни США, Китай продолжит усиливать позиции в мировой экономике, все больше подчеркивая свою роль в качестве глобального лидера.
По оценкам и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгения Смирнова, доля Китая в мировом экспорте стремительно возрастала в последние два десятилетия. Многие страны стали в значительной степени зависеть от импорта китайских полуфабрикатов и компонентов.
Как глобальный импортер Китай в условиях невысоких (по сравнению с прежними) темпов роста экспорта и импорта стремится увеличить ввоз нефти и газа. Страна даже увеличила закупку российских искусственных сапфиров, необходимых для производства микроэлектроники.
"Наращивание импорта разных видов сырья, цены на которое сейчас не так высоки в условиях предрецессионного состояния мировой экономики — попытка оживить ослабленный экономический рост", — пояснил Смирнов.
Еще один момент — контроль над инвестициями. Их приток в китайскую экономику замедляется, зато Пекин сам стремится укрепиться на мировом рынке в качестве глобального инвестора, усиливая поглощения зарубежных компаний или приобретая доли в них.
"Такая политика — следствие ужесточения конкуренции (в том числе технологической) между Китаем и развитыми странами Европы и США", — отметил эксперт.
Если взглянуть на приобретения Китаем активов за рубежом, которые произошли в последнее время, то около половины таких покупок приходилась на США, на втором месте страны Европы. И эти приобретения все больше в секторе высокотехнологичных компаний.
"Таким образом Китай стремится продемонстрировать свои претензии на глобальное технологическое лидерство, а, с другой стороны — приобрести стратегические активы в тех сферах, где у него есть слабина. Поэтому в будущем тренд на зарубежные приобретения высокотехнологичных компаний Китаем будет только нарастать", — контстатировал экономист.
Битва гигантов
Очевидно, главная причина происходящего в том, что сегодня мы являемся очевидцами разделения мира между двумя ведущими экономиками — США и Китаем.
"Одновременно с трансформацией глобальных цепочек создания стоимости идет борьба за доминирование экономик в развитии новейших технологий, что достигается не только и не столько инвестициями в собственные разработки, сколько вложениями в альтернативные подходы, позволяющие получить более быстрый результат", — отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В Плеханова Екатерина Новикова.
К примеру, для США таким подходом является предоставление налоговых льгот и финансовых дотаций компаниям, которые переходят под американскую юрисдикцию. Так, немецкая химическая промышленность постепенно перемещается в США и Китай, и Германия пока ничего не может с этим сделать.
Одновременно идет борьба между Китаем и США за получение полного производственного цикла микропроцессоров. А это также влияет на принятие решений в области скупки компаний или предоставления наиболее выгодных условий для их передислокации в одну из двух ведущих экономик мира.
Откуда деньги
Что касается источника денежных средств, то и США, и Китай пользуются устойчивым доверием инвесторов третьих стран и используют необходимый объем денежной массы, понимая, что в будущем долг может быть погашен за счет прибыли, полученной от мощного рывка в области экономического развития страны, рассуждает экономист.
Кроме того, Китай — ведущий мировой экспортер, фактически "мировая фабрика". Поступающие от экспорта доллары Пекин активно тратит на приобретение ресурсной базы и компаний, оперирующих ею. "Речь идет о размещении средств от профицитной торговли в реальные активы в разных частях мира: Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке", — поясняет начальник Управления аналитических исследований ИК "ИВА Партнерс" Дмитрий Александров.
Кроме того, в последнее время сокращается объем китайских вложений в трежерис, а это дополнительная ликвидность для инвестиций.
"Все это — естественное желание иметь доступ к ресурсам, в том числе и в рамках глобальной конкурентной борьбы", — убежден Александров.
В этом движении Китай уже столкнулся с противодействием США и Великобритании, недовольством Франции, Японии и многих других стран. Но, несмотря на мрачные перспективы роста мировой экономики, производственная активность в Китае остается положительной, тогда как в США, странах ЕС, Японии, Южной Корее — падает.
В последнее время принято говорить о том, что экономика Китая замедляется, а его восстановление после отмены политики "нулевого ковида" затормозилось. Однако ожидающийся в 2023 году более чем пятипроцентный рост для других мировых экономик остается мечтой.
"Так что в любом случае в этом году Китай в одиночку обеспечит до одной трети глобального экономического роста", — заключил Смирнов. Это ли не самая весомая заявка на мировое лидерство?