МОСКВА, 15 июл — ПРАЙМ. В России предлагают ужесточить наказание — ввести оборотные штрафы — для тех компаний, которые грубо нарушают права потребителей, например, включают в договор с ними недопустимые, противоречащие закону условия, например, навязывают дополнительные услуги, пишут "Известия".
С такой инициативой выступила "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ). По ее мнению, в случаях нарушения следует вместо действующего взыскания в 20 тысяч рублей взимать с компаний оборотный штраф в 1% (с учетом выручки за прошлый год). Изменения следует закрепить в статье 14.8 КоАПа "Нарушение иных прав потребителей".
ОПИ направила соответствующее письмо ОПИ в правительство и Роспотребнадзор.
Речь, в частности, идет о маркетплейсах, которые обязывают покупателей нести расходы за возврат некачественных товаров. Недобросовестные практики активно используют и в сфере потребительского кредитования и страхования — компании навязывают вместе с кредитом дополнительные страховки.
Роспотребнадзор поддержал инициативу общественников. В ведомстве напомнили, что выступали за увеличение размера штрафа за действия, которые связаны с нарушением фундаментальных прав потребителей на свободный выбор товаров и договора, на наличие в документах обременительных или невыгодных условиях.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает, что оборотный штраф — это исключительная мера. По его мнению, она ставит под угрозу существование компании, людей, которые там работают, сводит на нет выполнение обязательств, которые берет на себя предприятие, и многое другое.
В ЦБ сообщили, что готовы рассмотреть предложения ОПИ, если их направят в Банк России.