МОСКВА, 28 авг — ПРАЙМ. Грузопоток российского угля через Северный морской путь (СМП) к 2026 году составит 5–7 миллионов тонн ежегодно с последующим увеличением до 10–12 миллионов тонн, прогнозируют эксперты "Яков и партнеры" (партнеры бывшего российского подразделения McKinsey).
"Прогнозный грузопоток российского угля через Северный морской путь (СМП), по нашим оценкам, составит 5–7 млн тонн в год к 2026 году с последующим увеличением грузопотока до 10–12 миллионов тонн", — отмечают они в исследовании, посвященном будущему развитию угольной отрасли РФ.
Северный морской путь протяженностью более 3 000 морских миль (5 556 километров) соединяет Баренцево море и Берингов пролив и является кратчайшим путем между Европой и Азией, а также самым коротким морским маршрутом между Дальним Востоком и европейской частью России. Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Севморпути составляет 14 тысяч километров.
Россия реализует федеральный проект "Развитие Северного морского пути", который подразумевает создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 миллионов тонн в 2024 году и 110 миллионов тонн к 2030 году.
Развитие инфраструктуры СМП способно в среднесрочной перспективе изменить российскую и мировую логистику угольного экспорта, в частности, выступить альтернативным Восточному полигону путем вывоза угля на Дальний Восток.
Вместе с тем эксперты "Яков и партнеры" считают, что экспорт российского энергоугля прошел свой пик и на горизонте до 2050 года будет снижаться.
"Российский экспорт энергоугля прошел свой пик и на горизонте до 2050 года не восстановится до уровня 2021-2022 годов, а будет постепенно снижаться, несмотря на спрос со стороны развивающихся стран, вплоть до 2050 года. В зависимости от сценария, падение может составить от 3 до 67%", — к такому выводу пришли аналитики "Яков и партнеры" по итогам анализа трендов в угольной индустрии.
Ключевыми потребителями российского энергоугля к 2030 году, по прогнозам экспертов, будут Индия (примерно 30%), Турция и не входящие в ЕС страны Европы (20-25%), страны Юго-Восточной Азии (20-25%). К 2050 году больше 60% экспорта энергетического угля из РФ придется на страны Юго-Восточной Азии.
Что касается рынка металлургического угля, то "к 2030 году более 60% экспорта из РФ пойдет в Индию, около 20% — в страны ЮВА и менее 10% — в Турцию и не входящие в ЕС страны Европы. К 2050 году доля Индии снизится до 55%, а доля остальных стран Азии вырастет до 30-40%; еще 5% поставок придется на страны Ближнего Востока. Китай будет постепенно сокращать импорт российского металлургического угля, выходя на самообеспечение, соответственно, импорт в КНР к 2030 году снизится на 15%, до 46 миллионов тонн", полагают в "Яков и партнеры".
В целом в базовом сценарии экспертов суммарный экспорт угля из России к 2030 году снизится менее чем на 1% по сравнению с 2022 годом, то есть с 221 миллиона тонн до 219 миллионов тонн, а к 2050 году составит 218 миллионов тонн. "В базовом сценарии основными покупателями российского угля в 2030 году будут следующие страны: Индия — около 40%, прочие страны Азии — 20-25%, Турция и не входящие в ЕС страны Европы — около 20%. На страны Африки и Ближнего Востока придутся около 15% экспорта, на Китай — лишь около 5%", — прогнозируют в компании.
В 2050 году эксперты ожидают изменения картины основных экспортных направлений. Согласно их прогнозу, доля прочих стран Азии вырастет примерно до 50%, Индии — снизится до 25-30%. На Африку и на Ближний Восток придется 10-15% российского угольного экспорта, на не входящие в ЕС страны Европы (включая Турцию) — около 10%.
Таким образом, целевым экспортным направлением для российских компаний должен стать Азиатско-Тихоокеанский регион, а приоритетным рынком для металлургического угля — Индия. "Поэтому для сохранения конкурентоспособности российским поставщикам уже сегодня необходимо планировать пересмотр своих продуктовых стратегий и ценовых политик, а также определить новые возможности по дистрибуции, делая ставку на иностранных контрагентов, взаимодействие с которыми ранее было ограничено", — заключают аналитики "Яков и партнеры".