Рейтинг@Mail.ru
Цена: что это такое, виды, понятие, функции в экономике и отличие от стоимости
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессы - ПРАЙМ, 1920Статья

Цена: что это такое, виды, функции, отличие от стоимости

Цена - ПРАЙМ, 1920, 20.10.2023
Читать Прайм в
Дзен Telegram
МОСКВА, 20 окт — ПРАЙМ. Цена — это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать единицу товара или услуги. Понятие считается фундаментальной экономической категорией. О том, что это такое простыми словами, виды и функции цен, отличие от стоимости, — в материале агентства "Прайм".
% Покупательница в супермаркете Перекресток - ПРАЙМ, 1920, 13.10.2023
ФОМ выяснил, сколько россиян ощутили рост цен на продовольствие

Цена

Ценой называют денежное выражение стоимости товаров или услуг, это один из важнейших рычагов управления экономикой, который регулирует соотношение спроса и предложения. Проще говоря, это деньги, которые продавец планирует получить за определенный продукт. Цена выражает в денежном эквиваленте стоимость труда, сырья, материалов, определяет размер прибыли, полученной после реализации товара.
"Не менее важное значение имеет и такая функция цены, как распределение и перераспределение. С помощью нее перераспределяется создаваемая стоимость между производителями и потребителем. Цена состоит из себестоимости и наценки продавца и позволяет на каждом этапе включать в себя затраты и прибыль того, кто продает товар. Например, если говорить о производстве хлеба, сначала берется материальная ценность пшеницы на основе рыночного предложения, далее производитель включает в цену свои затраты, следующий участник в этой цепочке — торговые сети. Они также перераспределяют свои затраты на конечного потребителя и закладывают в стоимость свою прибыль. Таким образом, цена является способом перераспределения затрат и прибыли между участниками экономических отношений", — рассказал Прайм экономист Владимир Слипенькин.
Президент РФ Владимир Путин - ПРАЙМ, 1920, 12.10.2023
Путин вмешался: как новый указ повлияет на курс рубля
 

Понятие 

© РИА Новости . Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкС 1 марта 2019 года вводится маркировка некоторых товаров
С 1 марта 2019 года вводится маркировка некоторых товаров - ПРАЙМ, 1920, 26.02.2024
С 1 марта 2019 года вводится маркировка некоторых товаров
Существует несколько подходов к определению цены:
Философ, социолог и экономист Карл Маркс, а также экономисты Давид Рикардо и Адам Смит рассматривали ее как денежное выражение стоимости, величина которой зависит от труда, затраченного на производство товара, и как выражение субъективной оценки товара потребителем.
Французский экономист Жан Батист Сэй делал акцент не на затратах, а на полезности товара и спросе на него потребителей.
Представители Австрийской школы считали, что цена выражает оценку предельной полезности товара покупателем и продавцом.
Поэтому цену можно рассматривать как:
денежное выражение стоимости товара или услуги;
денежное выражение ценности товара или услуги;
количество денег, за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить товар или услугу. 
По словам Юлии Зуенковой, доцента Финансового университета, члена Совета Гильдии маркетологов, цена помогает понять, насколько востребованы товары и услуги, чтобы эффективно управлять бюджетом и производством. 
"Цена выполняет распределительную функцию, то есть помогает распределять деньги между разными отраслями, регионами, социальными группами. Также она определяет ценность товара, измеренную в денежных единицах. Стимулирующая функция выражается во влиянии цен на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. Кроме того, цены поддерживают равновесие на рынке. При насыщении рынка определенными товарами, цена на них падает. И, напротив, если продукт уникален, его цена может быть очень высокой", — подчеркнула эксперт.
Диаграмма - ПРАЙМ, 1920, 20.06.2023
Финаналитик оценил вероятность рекордной выручки российских компаний

Виды и их особенности

По степени влияния государства выделяют рыночные, регулируемые и фиксированные цены.
"Рыночная или свободная цена — это цена товара, которая определяется под влиянием спроса и предложения. Такая цена устанавливается самостоятельно производителями продукции на основе анализа рыночного спроса и предложения, без прямого вмешательства государства. Регулируемые цены складываются под влиянием спроса и предложения, но подлежат при этом определенной корректировке со стороны государства. При фиксированной цене товар продается по заранее установленной стоимости, которая не меняется в течение определенного периода времени, эти цены не определяются на основе спроса и предложения, они регулируются", — рассказал Владимир Слипенькин.
Денежные купюры - ПРАЙМ, 1920, 26.02.2024
Также цены бывают оптовые и розничные. Первые устанавливают для крупных клиентов, а вторые —  для рядового потребителя. Другие виды цен: экспортные и импортные, твердые и скользящие, расчетные, публикуемые, аукционные и т.д.

Отличие от стоимости

Для потребителей цена и стоимость могут считаться синонимами, но это не одно и то же. 
"Как правило, когда говорят о стоимости, подразумевают профессиональный термин, который используется в бизнесе для конечного расчета — это деньги, которые продавец планирует получить за всю покупку. Цена является суммарной величиной стоимости и прибыли в денежном выражении. Стоимость же представляет собой сумму всех издержек, понесенных во время производства и реализации товара", — объяснил экономист. 
Проще говоря, стоимость — это себестоимость товара плюс доход продавца. 

Как образуется и регулируется цена

Одним из главных факторов, который влияет на цену, считается себестоимость производства товара. Сюда входят расходы на оборудование, сырье, материалы, коммунальные услуги, зарплаты сотрудникам, аренду и т.д. 
Например, предприниматель открыл пекарню. Для этого он арендовал помещение, закупил оборудование, нанял персонал, закупил сырье, организовал производство, хранение и доставку готовой продукции в магазины. Все эти этапы потребовали вложений, которые составляют себестоимость товара.
Накладные расходы - ПРАЙМ, 1920, 25.08.2023
Накладные расходы: понятие, состав, расчет и нормативы на 2023 год
Допустим, себестоимость одной булки хлеба составила 18 рублей. Чтобы получить прибыль, предприниматель будет поставлять хлеб по цене 24 рубля за одну штуку, то есть седлает наценку. В магазине цена также увеличится, потому что продавцу нужен доход с реализации продукции. 
"Цена образуется исходя из ключевой формулы — затраты плюс прибыль. В рыночной экономике функционирует механизм цен на основе спроса и предложения: при дефиците цены растут, при избытке — падают. При этом цены могут меняться в зависимости от сезона. Например, на сельскохозяйственную продукцию в момент сбора урожая цена снижается. И наоборот, когда склады пустеют и товары заканчиваются, цены начинают расти", — отметил Владимир Слипенькин. 
Свободные цены практически не регулируются. Их предъявляет рынок на основе балансировки спроса и предложений. При этом есть ряд товаров, цены на которые контролирует государство. 
Поверка счетчиков газа - ПРАЙМ, 1920, 26.02.2024
"Например, это могут быть цены на газ, электроэнергию, услуги транспортных компаний-монополистов. Кроме них этот товар или услугу никто не может предложить, поэтому цена без регулирования может увеличиваться до бесконечности", — прокомментировал эксперт. 
В России честную конкуренцию контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство выявляет монополистов и следит за аномальными изменениями цен. Вмешательство ФАС означает, что на рынке присутствуют нерыночные механизмы ценообразования.
Прибыль - ПРАЙМ, 1920, 16.10.2023
Прибыль: виды и функции, отличия от выручки, формула расчета
"Цена меняется в зависимости типа рынка сбыта и уровня конкуренции. Кроме формулы "издержки плюс прибыль" существуют и другие методы расчета цены — на основе анализа безубыточности, в зависимости от целевой прибыли, на основе равновесной цены спроса, исходя из конкурентного паритета. При реализации товаров и услуг в госсектор цена может формироваться на основе проведения конкурсов и тендеров. Кроме того, на формирование цены влияет покупательское восприятие и выбор позиционирования товара на рынке", — дополнила Юлия Зуенкова.

Влияние цены на потребителей и производителей

Владимир Слипенькин отметил, что изменение цены может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на рынок и потребителей. 
"С одной стороны, снижение цены приводит к увеличению спроса, стимулированию продаж. С другой стороны, повышение цены может ограничить доступ к товару или услуге, уменьшить спрос и прибыль компании. Точка равновесия между спросом и предложением называется рыночной ценой", — заключил специалист. 
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала