https://1prime.ru/20240228/844586372.html
Киеву вопреки: Европа не хочет оставаться без российского газа
Киеву вопреки: Европа не хочет оставаться без российского газа - 29.02.2024, ПРАЙМ
Киеву вопреки: Европа не хочет оставаться без российского газа
Контракт на транзит газа в Европу через Украину истекает 31 декабря 2024 года. Украинская сторона неоднократно транслировала, что не планирует его продлевать... | 29.02.2024, ПРАЙМ
2024-02-28T04:49+0300
2024-02-28T04:49+0300
2024-02-29T12:47+0300
транзит газа через украину
газовый рынок
https://cdnn.1prime.ru/img/82217/36/822173603_0:31:2001:1156_1920x0_80_0_0_4265d4174d8beaa584d5c7ce911fa969.jpg
МОСКВА, 28 фев – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Контракт на транзит газа в Европу через Украину истекает 31 декабря 2024 года. Украинская сторона неоднократно транслировала, что не планирует его продлевать. Однако несколько европейских стран крайне заинтересованы в сохранении этого маршрута. Какое решение в итоге примут и как оно отразится на потребителях, разбирался "Прайм".Вернуть нельзя оставитьОбсуждается несколько вариантов. Наиболее очевидный – продление действующего контракта. Но он маловероятен, поскольку на нынешних условиях неинтересен ни одной из сторон. Украина не настроена на продление по политическим мотивам, "Газпром" – в силу неопределенности долгосрочного спроса на российский трубопроводный газ в ЕС."Мы не заинтересованы в контракте с прежним условием "качай или плати", ведь непонятны потребности Европы в газе в ближайшие годы. Кроме того, Запад может ввести санкции против "Газпрома", а других поставщиков там нет", - объяснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.Более реалистичный сценарий – переход с января 2025 года на краткосрочное бронирование мощностей через механизм аукционов. Об этом будет проще договориться. Тем более, с 2019 года Украина перешла на европейскую систему регулирования газовой отрасли, согласно которой обязана проводить аукционы, разыгрывая транзитные мощности. "Газпром" уже принимал участие в таких аукционах в 2021 году, когда нужно было качать в Европу дополнительные объемы.Это выгоднее, чем долгосрочный контракт, поскольку не применяется принцип "качай или плати". Скорее всего, аукционы будут проводить на месяц вперед. Основной вопрос, допустит ли Украина к участию "Газпром", и если нет, то кто будет бронировать мощности. Возможно, европейским покупателям придется пересмотреть точку сдачи, предусмотренную долгосрочными контрактами. И непонятно, как они будут договариваться с "Газпромом", не исключено, что появится посредник.В целом для российской стороны лучше передавать газ покупателям на границе, тогда все договоренности с Киевом лягут на плечи европейцев.В любом случае "Нафтогаз" выставляет условия для продления транзита. Одно из них – покупатель берет на себя содержание и ремонт ГТС, напомнил эксперт экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук. Иными словами, странам ЕС придется отвечать за функционирование линии на территории Украины, чинить и поддерживать систему. "Это вызвало у европейцев массу вопросов. Тем не менее, вариант рассматривается", - отметил эксперт.План "Б" тоже готовитсяАлармистский сценарий, который можно назвать "планом Б" – полное прекращение транзита. Сейчас он не столь велик, как в предыдущие годы, однако, несмотря на практически полный разрыв торговых отношений между Россией и Украиной, ежедневно "Газпром" подает в ЕС более 40 миллионов кубов газа, а в январе транзит составил 1,29 миллиарда кубов. В 2022-2023 годах система была загружена практически до максимума своих возможностей (до 99 процентов в ноябре 2023 года).От поставок из России зависят Словакия, Австрия, Венгрия. Заместить их из других источников невозможно. Альтернативные маршруты есть лишь у Венгрии – через "Турецкий поток"."Часть "украинских" объёмов можно перекинуть на турецкое направление. Но все же полностью взять на себя все 15 миллиардов кубов, которые прокачиваются через Украину, "Турецкий поток" не сможет", - рассуждает замглавы Института национальной энергетики, главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов.По его словам, полная остановка транзита в краткосрочной перспективе не нанесет значимого ущерба. Такое уже было в начале 2009-го, затем поставки возобновились. Проблема может возникнуть, если транзит остановится насовсем. Это ухудшит снабжение газом местного населения и вызовет проблемы с самим трубопроводом.Даже самая современная конструкция должна стабильно функционировать, иначе возможны серьезные неполадки, опасные как для людей, так и для окружающей среды. А украинская труба далеко не новая. Технически "Оператор ГТС Украины" может поддерживать работоспособность транзитных газопроводов и при нулевой прокачке, но это дорогое удовольствие и непонятно, кто за это будет платить.Поэтому, если транзит встанет более чем на год, придется говорить о демонтаже части компрессорных станций, а затем и самих труб. Но сразу на это не решатся. "Поэтому судьба этих газопроводов (прежде всего, это украинские участки "Уренгой – Помары – Ужгород" и "Прогресса") зависит от сроков потенциального прерывания транзита", - полагает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.Это создаст острый дефицит газа, который страны ЕС будут пытаться экстренно закрыть. "Есть разные оценки, насколько это возможно сделать. Население без газа и электроэнергии точно не оставят, но коммерческий сектор, особенно энергоемкая промышленность, в течение нескольких лет будет поставлена в условия жесткого кризиса", - считает он.Газ завтрашнего дняНо главное – закрыть не столько текущий дефицит, сколько потребности завтрашнего дня. На фоне роста мирового потребления энергетических ресурсов в перспективе востребованность в российском газе восстановится, в этой связи спровоцированное санкционным давлением и подрывом инфраструктуры “Северных потоков” падение добычи газа является временным явлением для России, считает доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития Президентской Академии Тамара Сафонова. "На положительное решение ЕС и Украины по возобновлению транзита российского газа могут повлиять скорее недостаточность ресурсов импортируемого в Европу СПГ, рост энергозатрат в странах ЕС, недостаточность инфраструктуры для замещения в странах центральной Европы трубопроводного газа сжиженным", - полагает она.В 2025 году в мире запустят сразу несколько новых СПГ-проектов, но азиатских рынках он обычно дороже, и при необходимости его легко перекупят. Таким образом, Европа рискует столкнуться с нехваткой СПГ и резким скачком цен. Тогда европейцы станут сговорчивее, а в случае необходимости надавят на украинскую сторону. Возможно и заключение новых долгосрочных контрактов на выгодных России условиях.Параллельно Россия создает альтернативные пути поставок топлива, в том числе сжиженного природного газа. В 2023 году ЕС увеличил закупку российского СПГ на три процента, и показатель будет расти вместе с введением в России новых терминалов регазификации.
https://1prime.ru/20240226/844495609.html
https://1prime.ru/20240215/843079850.html
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Наталья Карнова
https://cdnn.1prime.ru/img/83471/78/834717840_0:0:960:960_100x100_80_0_0_bd4799646a9737cec04be8d4c9383c4b.jpg
Наталья Карнова
https://cdnn.1prime.ru/img/83471/78/834717840_0:0:960:960_100x100_80_0_0_bd4799646a9737cec04be8d4c9383c4b.jpg
Новости
ru-RU
https://1prime.ru/docs/about/copyright.html
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn.1prime.ru/img/82217/36/822173603_53:0:1828:1331_1920x0_80_0_0_b02e50acfabc048c318321cbfddfb745.jpgПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Наталья Карнова
https://cdnn.1prime.ru/img/83471/78/834717840_0:0:960:960_100x100_80_0_0_bd4799646a9737cec04be8d4c9383c4b.jpg
транзит газа через украину, газовый рынок
транзит газа через Украину, газовый рынок
МОСКВА, 28 фев – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Контракт на транзит газа в Европу через Украину истекает 31 декабря 2024 года. Украинская сторона неоднократно транслировала, что не планирует его продлевать. Однако несколько европейских стран крайне заинтересованы в сохранении этого маршрута. Какое решение в итоге примут и как оно отразится на потребителях, разбирался "Прайм".
Обсуждается несколько вариантов. Наиболее очевидный – продление действующего контракта. Но он маловероятен, поскольку на нынешних условиях неинтересен ни одной из сторон. Украина не настроена на продление по политическим мотивам, "Газпром" – в силу неопределенности долгосрочного спроса на российский трубопроводный газ в ЕС.
Определен момент, когда полностью перекроют украинский транзит "Мы не заинтересованы в контракте с прежним условием "качай или плати", ведь непонятны потребности Европы в газе в ближайшие годы. Кроме того, Запад может ввести санкции против "Газпрома", а других поставщиков там нет", - объяснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Более реалистичный сценарий – переход с января 2025 года на краткосрочное бронирование мощностей через механизм аукционов. Об этом будет проще договориться. Тем более, с 2019 года Украина перешла на европейскую систему регулирования газовой отрасли, согласно которой обязана проводить аукционы, разыгрывая транзитные мощности. "Газпром" уже принимал участие в таких аукционах в 2021 году, когда нужно было качать в Европу дополнительные объемы.
Это выгоднее, чем долгосрочный контракт, поскольку не применяется принцип "качай или плати". Скорее всего, аукционы будут проводить на месяц вперед. Основной вопрос, допустит ли Украина к участию "Газпром", и если нет, то кто будет бронировать мощности. Возможно, европейским покупателям придется пересмотреть точку сдачи, предусмотренную долгосрочными контрактами. И непонятно, как они будут договариваться с "Газпромом", не исключено, что появится посредник.
В целом для российской стороны лучше передавать газ покупателям на границе, тогда все договоренности с Киевом лягут на плечи европейцев.
В любом случае "Нафтогаз" выставляет условия для продления транзита. Одно из них – покупатель берет на себя содержание и ремонт ГТС, напомнил эксперт экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук. Иными словами, странам ЕС придется отвечать за функционирование линии на территории Украины, чинить и поддерживать систему. "Это вызвало у европейцев массу вопросов. Тем не менее, вариант рассматривается", - отметил эксперт.
Алармистский сценарий, который можно назвать "планом Б" – полное прекращение транзита. Сейчас он не столь велик, как в предыдущие годы, однако, несмотря на практически полный разрыв торговых отношений между Россией и Украиной, ежедневно "Газпром" подает в ЕС более 40 миллионов кубов газа, а в январе транзит составил 1,29 миллиарда кубов. В 2022-2023 годах система была загружена практически до максимума своих возможностей (до 99 процентов в ноябре 2023 года).
От поставок из России зависят Словакия, Австрия, Венгрия. Заместить их из других источников невозможно. Альтернативные маршруты есть лишь у Венгрии – через "Турецкий поток".
"Часть "украинских" объёмов можно перекинуть на турецкое направление. Но все же полностью взять на себя все 15 миллиардов кубов, которые прокачиваются через Украину, "Турецкий поток" не сможет", - рассуждает замглавы Института национальной энергетики, главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов.
По его словам, полная остановка транзита в краткосрочной перспективе не нанесет значимого ущерба. Такое уже было в начале 2009-го, затем поставки возобновились. Проблема может возникнуть, если транзит остановится насовсем. Это ухудшит снабжение газом местного населения и вызовет проблемы с самим трубопроводом.
Даже самая современная конструкция должна стабильно функционировать, иначе возможны серьезные неполадки, опасные как для людей, так и для окружающей среды. А украинская труба далеко не новая. Технически "Оператор ГТС Украины" может поддерживать работоспособность транзитных газопроводов и при нулевой прокачке, но это дорогое удовольствие и непонятно, кто за это будет платить.
Поэтому, если транзит встанет более чем на год, придется говорить о демонтаже части компрессорных станций, а затем и самих труб. Но сразу на это не решатся. "Поэтому судьба этих газопроводов (прежде всего, это украинские участки "Уренгой – Помары – Ужгород" и "Прогресса") зависит от сроков потенциального прерывания транзита", - полагает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Евросоюз не продлит соглашение о транзите российского газа через Украину Это создаст острый дефицит газа, который страны ЕС будут пытаться экстренно закрыть. "Есть разные оценки, насколько это возможно сделать. Население без газа и электроэнергии точно не оставят, но коммерческий сектор, особенно энергоемкая промышленность, в течение нескольких лет будет поставлена в условия жесткого кризиса", - считает он.
Но главное – закрыть не столько текущий дефицит, сколько потребности завтрашнего дня. На фоне роста мирового потребления энергетических ресурсов в перспективе востребованность в российском газе восстановится, в этой связи спровоцированное санкционным давлением и подрывом инфраструктуры “Северных потоков” падение добычи газа является временным явлением для России, считает доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития Президентской Академии Тамара Сафонова.
"На положительное решение ЕС и Украины по возобновлению транзита российского газа могут повлиять скорее недостаточность ресурсов импортируемого в Европу СПГ, рост энергозатрат в странах ЕС, недостаточность инфраструктуры для замещения в странах центральной Европы трубопроводного газа сжиженным", - полагает она.
В 2025 году в мире запустят сразу несколько новых СПГ-проектов, но азиатских рынках он обычно дороже, и при необходимости его легко перекупят. Таким образом, Европа рискует столкнуться с нехваткой СПГ и резким скачком цен. Тогда европейцы станут сговорчивее, а в случае необходимости надавят на украинскую сторону. Возможно и заключение новых долгосрочных контрактов на выгодных России условиях.
Параллельно Россия создает альтернативные пути поставок топлива, в том числе сжиженного природного газа. В 2023 году ЕС увеличил закупку российского СПГ на три процента, и показатель будет расти вместе с введением в России новых терминалов регазификации.