Рейтинг@Mail.ru
Дело-труба: Польша не нашла денег на свое будущее, "виновата" снова Россия - 13.08.2024, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дело-труба: Польша не нашла денег на свое будущее, "виновата" снова Россия

Варшава не нашла спонсоров на стратегический Поморский трубопровод

© flickr.com / Terra LiberaВаршава, Польша
Варшава, Польша - ПРАЙМ, 1920, 13.08.2024
Читать Прайм в
Дзен Telegram
МОСКВА, 13 авг - ПРАЙМ. Варшава отказалась от проекта строительства второй нитки Поморского трубопровода, которую обещала запустить в 2025 году. Проект считался ключевым с точки зрения энергетической безопасности. Однако желающих его финансировать в итоге не нашлось. Зачем поляки хотели протянуть новую трубу, и почему "большие" друзья в Европе не захотели за нее платить – в материале "Прайм".

Ненужный стратегический проект

Идею строительства второй нити Поморского трубопровода Польша вынашивала многих лет. Проект считали ключевым с точки зрения стратегической безопасности энергосистемы республики.
Трубопровод, длиною 240 километров, соединяющий Гданьск и Плоцк, должен был увеличить пропускную способность при транспортировке сырья с северного направления за счет "соединения двух ниток". А кроме того – перенаправлять нефть с одного трубопровода на другой в чрезвычайных ситуациях.
Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале
Такой вариант приобрел особое значение после начала конфликта на Украине, когда вентиль с российской нефтью оказался перекрыт, и вопрос альтернативных трубопроводов стал особенно острым. Речь идет о прекращении поставок нефти в Польшу по трубопроводу "Дружба" в ноябре 2023-го.
Опасения были связаны с тем, что энергетическая безопасность всей республики теперь фактически зависит от единственного трубопровода, транспортирующего сырье из Гданьского нефтяного порта на НПЗ Orlen в Процке.
PERN - предприятие по эксплуатации нефтепроводов - готовилось к реализации проекта: оператор успел получить все разрешения. Однако дальше дело не пошло.
Флаг Венгрии - ПРАЙМ, 1920, 28.07.2024
Венгрия обвинила Польшу в лицемерии из-за российской нефти
"Проект создания второй нитки Поморского трубопровода приостановлен. Наша компания провела переговоры с отечественными и зарубежными партнерами, чтобы выяснить их заинтересованность. Ответ был отрицательным, реализация проекта продолжена не будет", — цитирует польское издание wnp.pl главу PERN Даниэля Свентоховского.
Предполагаемые инвесторы отказались софинансировать строительство трубопровода, который мог бы обойтись им в 450-550 миллионов евро. Сумма значимая, и как поясняют эксперты в нефтегазовой отрасли, экономическую целесообразность и актуальность проекта сочли сомнительной.
Во-первых, поляки рассчитывали привлечь немецких инвесторов к "резервной" трубе, с расчетом на то, что Германия будет форсировать отказ от российского сырья. Но просчитались.
Трасса нефтепровода Дружба в Карпатах на Украине - ПРАЙМ, 1920, 25.05.2024
Проблема решена. Нефть из Казахстана продолжит идти в Германию по "Дружбе"
Как поясняет Иван Андриевский, первый вице-президент "Российского союза инженеров", изначально проект был ориентирован на снабжение немецких НПЗ, которые рассматривали возможность отказаться от российской нефти.
"При реализации этого сценария, немецким НПЗ понадобились бы дополнительные поставки сырья и польский трубопровод мог решить эту задачу. Однако, судя по всему, немецкие НПЗ не планируют отказываться от российской нефти, поэтому польский оператор нефтетранспортной системы не может найти экономическое обоснование для инвестиций в проект", - указывает аналитик.

Просто не по карману

Во-вторых, необходимость строительства второй нитки объяснялась стремлением к энергетической независимости от России, особенно в условиях конфликта на Украине.
"Однако принятие решений, основанных исключительно на геополитических мотивах, часто неоправданно с экономической точки зрения. В данном случае проект строительства второй нитки не привлекал инвесторов, в том числе Orlen, из-за отсутствия коммерческого интереса", - поясняет Сергей Иванов, директор аналитического агентства LNG.Expert.
Транспортировка мешков с азотными удобрениями - ПРАЙМ, 1920, 18.04.2024
Внезапно: Запад в спешке скупает у России то, что важнее нефти и газа
В итоге польская энергетическая безопасность должна быть полностью обеспечена за счет существующей инфраструктуры. Вероятность аварии на действующей нефтепроводной системе, конечно, несет определенную угрозу логистике в Польше, но инвестиции в создание исключительно резервной транспортной системы, судя по всему, оказались Варшаве не по карману, отмечает Андриевский.
При этом существующие потребности рынка удовлетворены, динамика спроса на нефть скорее негативная и в перспективе роста не предвидится.
"Рынок ЕС, несмотря на важность углеводородов в контексте обеспечения текущей энергетической безопасности стран-участниц, постепенно движется к зеленому эталону, поэтому любые крупные проекты, связанные с нефтью и газом, не привлекут большой интерес", - указывает Павел Марышев, директор по развитию инжиниринговой компании "Энергия Плюс".
Однако, по его словам, тот факт, что полякам не удалось найти капитал, заинтересованный в увеличении пропускной способности трубопровода, указывает и на еще одно обстоятельство: энергетическая солидарность Евросоюза трещит по швам, и поляки, понимая это, стремятся к самостоятельности.
Деньги, нефть - ПРАЙМ, 1920, 26.03.2024
Уничтожить российскую нефть. Киев потребовал от США невозможного
Принципы энергетической солидарности в ЕС действительно уже не работают – это следствие жесткого энергокризиса и потери российских поставок. Что недавно продемонстрировал спор между Чехией и Германией. Прага обвинила Берлин в том, что тот намеренно накапливает в своих хранилищах газ, предназначенный для Чехии, — за счет сокращения пропускной способности трубопровода. В Еврокомиссии пока никак не комментируют назревающий газовый конфликт.
Очевидно, сейчас в Евросоюзе не только нет единства позиций по ключевым энергетическим вопросам, но и синхронности действий. Последствия отказа от российских ресурсов и необходимость энергобезопасности каждый понимает по-своему.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала