"Знаем, что делать": Европа нашла необычное применение "Северному потоку-2"
"Знаем, что делать": Европа нашла необычное применение "Северному потоку-2" - 17.02.2025, ПРАЙМ
"Знаем, что делать": Европа нашла необычное применение "Северному потоку-2"
Оставшаяся без российского газа Европа ищет различные варианты, как бы заместить нехватку голубого топлива. Как пишут финские СМИ, в планах – наладить импорт... | 17.02.2025, ПРАЙМ
МОСКВА, 17 фев – ПРАЙМ, Елена Савельева. Оставшаяся без российского газа Европа ищет различные варианты, как бы заместить нехватку голубого топлива. Как пишут финские СМИ, в планах – наладить импорт "зеленого" водорода из Финляндии в Германию и прилегающие к Балтийскому морю страны. И здесь очень пригодится труба "Северного потока-2". Что за план предлагают в ЕС, каковы перспективы его реализации, и нужно ли это России – в материале "Прайм".Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-каналеТруба уже естьВ начале года Европу опять лишили российского трубопроводного газа – Киев прекратил его транзит через Украину. Теперь единственным источником газа из РФ по трубе для европейцев остался "Балканский поток", который принимает топливо из "Турецкого потока". Ежегодно по нему проходит примерно 14-15 миллиардов кубометров.Газа, разумеется, не хватает, и в ЕС строят далеко идущие планы по восполнению дефицита. В частности, планируют наладить импорт зеленого водорода из Финляндии в Германию и прилегающие к Балтийскому морю страны. И с этой целью, как пишет немецкая газета Handelsblattсо ссылкой на источники в консорциуме, который работает над инфраструктурным проектом по созданию водородного трубопровода в регионе Балтийского моря, хотят использовать "Северный поток-2" (СП-2).По данным издания, над проектом Baltic Sea Hydrogen Collector (BHC) работают три компании из Дании, Швеции и Финляндии - Copenhagen Infrastructure Partners (CIP), Nordion Energi и Gasgrid Finland. Как сообщили в кругах консорциума, строительство трубопровода с нуля является "чрезвычайно дорогостоящим", поэтому имеет смысл прибегнуть уже к имеющемуся СП-2."Ни для кого не имеет смысла, чтобы трубы гнили на дне Балтийского моря", - заявили источники изданию.В немецком правительстве открестились: "не ведут по этому поводу никаких переговоров, в том числе с Россией".Если бы "Северный поток 2" решили использовать для импорта водорода из Финляндии, то в подходящем месте в Балтийском море пришлось бы дополнить трубопровод ниткой, идущей в Финляндию, что технически возможно, отмечает издание.Как утверждают опрошенные газетой эксперты, проблем особых возникнуть не должно. В пример приводится газопровод OAL (Ostsee Anbindungsleitung) от Лубмина до острова Рюген в Балтийском море, который был построен из труб, предназначавшихся ранее для "Северного потока 2", и спроектирован таким образом, чтобы его можно было переоборудовать для транспортировки водорода.Технически сложноРоссийские эксперты указывают на то, что использование газопровода для транспортировки водорода из Финляндии в Германию — технически сложный проект: для его реализации потребуется серьезная модернизация самой трубы."Водород обладает высокой проникающей способностью. Водородная молекула примерно в 8 раз меньше молекул метана, что увеличивает риск утечек. Кроме того, водород делает сталь хрупкой, что может привести к снижению прочности трубы на 20–30%. Для безопасной эксплуатации необходимо либо нанесение внутренних покрытий, либо замена отдельных участков. Необходимо учитывать и вопросы компрессии, так как водород требует других условий транспортировки, нежели природный газ. Потребуется замена компрессорных приборов", - поясняет Павел Севостьянов, действительный госсоветник РФ, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова.Время и деньгиПотребуется и создание подводящей инфраструктуры - необходимо врезать финскую трубу в "СП-2". Потребуется длительная предпроектная подготовка, указывает Павел Марышев, член экспертного совета при Российском газовом обществе.Пристальное внимание европейских "зеленых" к такому проекту обеспечено. А это, как показывает практика, может серьезно увеличить сроки строительства, даже несмотря на "безуглеродность" зеленого водорода, который планируют поставлять в Европу, уверен аналитик.Обойдется все это недешево. Как уточняет Павел Севостьянов, стоимость модернизации газопроводов под чистым водородом измеряется от 5 до 10 миллионов евро на 1 км. Протяженность "Северного потока – 2" 1234 км, таким образом переделка трубы будет стоить от 6 до 12 миллиардов евро. Это сопоставимо со стоимостью его строительства – изначально она оценивалась в 9 миллиардов евро.Нужно ли РоссииТаким образом, эксперты сходятся в том, что вариант использования инфраструктуры "СП-2" для импорта финского водорода в Европу не выглядит жизнеспособным. Более того, Россия вряд ли поддержит этот вариант, если не получит экономических выгод. Кроме того, РФ и сама развивает экспорт водорода, в том числе с использованием трубопроводных систем.Проект при участии России мог бы стать интересным с технической и экономической точек зрения, но его реализация без России, при существующей политической напряженности, требует больших инвестиций и согласований, что делает его реализацию в существующих сейчас условиях, маловероятной, замечает Севостьянов."Инвесторы — и российские, и зарубежные, давно списали издержки от строительства "СП-2" в графу неликвид. Сложно себе представить ситуацию, в которой российская сторона, несмотря на санкции со стороны ЕС, разрешит внести "врезать" финский трубопровод и согласует поставки водорода" - подчеркивает Марышев.Специалисты уже не раз обращали внимание на то, что перспективы Европейского союза заместить природный газ водородом выглядят туманными. Развитие рынка водородного топлива - длительный и высокозатратный процесс. А вот задуматься о смене курса энергетической политики можно бы уже сейчас. Особенно, с учетом того, что газа поступает все меньше, а темпы его отбора из подземных хранилищ ЕС значительно превышают среднегодовые.
МОСКВА, 17 фев – ПРАЙМ, Елена Савельева. Оставшаяся без российского газа Европа ищет различные варианты, как бы заместить нехватку голубого топлива. Как пишут финские СМИ, в планах – наладить импорт "зеленого" водорода из Финляндии в Германию и прилегающие к Балтийскому морю страны. И здесь очень пригодится труба "Северного потока-2". Что за план предлагают в ЕС, каковы перспективы его реализации, и нужно ли это России – в материале "Прайм".
В начале года Европу опять лишили российского трубопроводного газа – Киев прекратил его транзит через Украину. Теперь единственным источником газа из РФ по трубе для европейцев остался "Балканский поток", который принимает топливо из "Турецкого потока". Ежегодно по нему проходит примерно 14-15 миллиардов кубометров.
Без российского газа тяжело. В Европе хотят запустить "Северный поток"
Газа, разумеется, не хватает, и в ЕС строят далеко идущие планы по восполнению дефицита. В частности, планируют наладить импорт зеленого водорода из Финляндии в Германию и прилегающие к Балтийскому морю страны. И с этой целью, как пишет немецкая газета Handelsblattсо ссылкой на источники в консорциуме, который работает над инфраструктурным проектом по созданию водородного трубопровода в регионе Балтийского моря, хотят использовать "Северный поток-2" (СП-2).
По данным издания, над проектом Baltic Sea Hydrogen Collector (BHC) работают три компании из Дании, Швеции и Финляндии - Copenhagen Infrastructure Partners (CIP), Nordion Energi и Gasgrid Finland. Как сообщили в кругах консорциума, строительство трубопровода с нуля является "чрезвычайно дорогостоящим", поэтому имеет смысл прибегнуть уже к имеющемуся СП-2.
"Ни для кого не имеет смысла, чтобы трубы гнили на дне Балтийского моря", - заявили источники изданию.
В немецком правительстве открестились: "не ведут по этому поводу никаких переговоров, в том числе с Россией".
Если бы "Северный поток 2" решили использовать для импорта водорода из Финляндии, то в подходящем месте в Балтийском море пришлось бы дополнить трубопровод ниткой, идущей в Финляндию, что технически возможно, отмечает издание.
Как утверждают опрошенные газетой эксперты, проблем особых возникнуть не должно. В пример приводится газопровод OAL (Ostsee Anbindungsleitung) от Лубмина до острова Рюген в Балтийском море, который был построен из труб, предназначавшихся ранее для "Северного потока 2", и спроектирован таким образом, чтобы его можно было переоборудовать для транспортировки водорода.
Технически сложно
Российские эксперты указывают на то, что использование газопровода для транспортировки водорода из Финляндии в Германию — технически сложный проект: для его реализации потребуется серьезная модернизация самой трубы.
"Водород обладает высокой проникающей способностью. Водородная молекула примерно в 8 раз меньше молекул метана, что увеличивает риск утечек. Кроме того, водород делает сталь хрупкой, что может привести к снижению прочности трубы на 20–30%. Для безопасной эксплуатации необходимо либо нанесение внутренних покрытий, либо замена отдельных участков. Необходимо учитывать и вопросы компрессии, так как водород требует других условий транспортировки, нежели природный газ. Потребуется замена компрессорных приборов", - поясняет Павел Севостьянов, действительный госсоветник РФ, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Время и деньги
Потребуется и создание подводящей инфраструктуры - необходимо врезать финскую трубу в "СП-2". Потребуется длительная предпроектная подготовка, указывает Павел Марышев, член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Пристальное внимание европейских "зеленых" к такому проекту обеспечено. А это, как показывает практика, может серьезно увеличить сроки строительства, даже несмотря на "безуглеродность" зеленого водорода, который планируют поставлять в Европу, уверен аналитик.
Стало известно о перспективах продажи "Северного потока 2"
Обойдется все это недешево. Как уточняет Павел Севостьянов, стоимость модернизации газопроводов под чистым водородом измеряется от 5 до 10 миллионов евро на 1 км. Протяженность "Северного потока – 2" 1234 км, таким образом переделка трубы будет стоить от 6 до 12 миллиардов евро. Это сопоставимо со стоимостью его строительства – изначально она оценивалась в 9 миллиардов евро.
Нужно ли России
Таким образом, эксперты сходятся в том, что вариант использования инфраструктуры "СП-2" для импорта финского водорода в Европу не выглядит жизнеспособным. Более того, Россия вряд ли поддержит этот вариант, если не получит экономических выгод. Кроме того, РФ и сама развивает экспорт водорода, в том числе с использованием трубопроводных систем.
Проект при участии России мог бы стать интересным с технической и экономической точек зрения, но его реализация без России, при существующей политической напряженности, требует больших инвестиций и согласований, что делает его реализацию в существующих сейчас условиях, маловероятной, замечает Севостьянов.
"Инвесторы — и российские, и зарубежные, давно списали издержки от строительства "СП-2" в графу неликвид. Сложно себе представить ситуацию, в которой российская сторона, несмотря на санкции со стороны ЕС, разрешит внести "врезать" финский трубопровод и согласует поставки водорода" - подчеркивает Марышев.
Специалисты уже не раз обращали внимание на то, что перспективы Европейского союза заместить природный газ водородом выглядят туманными. Развитие рынка водородного топлива - длительный и высокозатратный процесс. А вот задуматься о смене курса энергетической политики можно бы уже сейчас. Особенно, с учетом того, что газа поступает все меньше, а темпы его отбора из подземных хранилищ ЕС значительно превышают среднегодовые.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.