Почему на маркетплейсах все так дешево: изнанка бизнеса
Почему на маркетплейсах все так дешево: изнанка бизнеса - 11.03.2025, ПРАЙМ
Почему на маркетплейсах все так дешево: изнанка бизнеса
В последние годы маркетплейсы стали неотъемлемой частью российской электронной коммерции, существенно изменив ландшафт розничной торговли. Растущая популярность | 11.03.2025, ПРАЙМ
МОСКВА, 11 мар - ПРАЙМ. В последние годы маркетплейсы стали неотъемлемой частью российской электронной коммерции, существенно изменив ландшафт розничной торговли. Растущая популярность этих платформ и их влияние на рынок не могли остаться незамеченными со стороны регуляторов. В последнее время российские власти демонстрируют повышенное внимание к рынку маркетплейсов, планируя упорядочить и зафиксировать ряд процедур, связанных с информированием покупателей о происхождении товара и его свойствах, а также ужесточить контроль за безопасностью и качеством товаров, определив ответственных за нарушения. Причины такого повышенного внимания властей к маркетплейсам разнообразны. С одной стороны, в отсутствии четкого регулирования и применимых актуальных правовых норм, действительно, существует проблема распространения контрафактной продукции, некачественных товаров и нарушения авторского права и прав интеллектуальной собственности. Не секрет, что в сравнении с розницей электронные площадки держат печальное первенство по количеству продаж некачественной или поддельной продукции с нарушениями. С другой – значительное число традиционных розничных продавцов испытывает серьезное давление со стороны онлайн-платформ, что приводит к закрытию магазинов и потере рабочих мест, и эта ситуация также требует внимания, поскольку доступ к продовольствию и товарам повседневного спроса является необходимым условием качественной жизни человека. Инициативы в сфере дополнительной маркировки товаров, например, информацией о вхождении в тот или иной реестр, стране производства или стране резидентства компании-продавца, применение ограничительных мер по продаже определенных товаров (например, рецептурных ветеринарных препаратов, продажу которых на маркетплейсах ограничили с 1 марта 2025 года) хотя и осложняют жизни нечестным предпринимателям, но в то же время часто приводят к повышению как себестоимости продукции, так и ее конечной цены, что не может быть положительно воспринято рынком. Говоря о ценовой конкуренции между оффлайн и онлайн платформами, нужно отметить, что ключевое преимущество маркетплейсов в ценообразовании заключается в их бизнес-модели. Они не держат товарные запасы, а зарабатывают на комиссии с продаж, фокусируясь на вопросах маркетинга и логистики. Это позволяет им предлагать более низкие цены даже с учетом расходов на содержание большого количества ПВЗ и персонал. Кроме того, маркетплейсы имеют доступ к большим данным о покупателях, их покупательских привычках и поведении, что позволяет оптимизировать маркетинговые расходы, выстраивая максимально эффективную индивидуальную коммуникационную политику с каждым покупателем платформы.Еще одной довольно частой претензией к маркетплейсам у продавцов становится довольно жесткая политика продвижения товаров на площадке — участие в партнерских скидочных программах и мероприятиях по стимулированию сбыта (к которым чаще всего относят значительные скидки) часто оборачивается для продавцов потерей прибыли и убытками, но контрактные обязательства не оставляют выбора, ведь маркетплейсы обеспечивают доступ к постоянному потоку клиентов и покупателей, и продавцы вынуждены мириться и с потерями, и с низкой маржинальностью своих товаров с тем, чтобы не потерять доступ к покупателям. Противостояние между онлайн и офлайн-ритейлерами может привести к нескольким сценариям развития событий. Первый – это искусственное выравнивание цен через регулирование, что может негативно сказаться на потребителях и привести к снижению конкуренции. Второй – развитие гибридных моделей торговли, где офлайн-магазины будут использовать маркетплейсы, как дополнительный канал продаж. Принуждение продавцов повышать цены под предлогом "борьбы с демпингом" может негативно сказаться на конкуренции, что само по себе противоречит принципам свободной рыночной экономики. В конечном счёте это также может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет, поскольку оборот может упасть как из-за повышения цен, так и из-за ухода части продавцов в "тень". В настоящее время можно говорить о том, что для снижения градуса возможного противостояния традиционных форм и электронных возможностей офлайн-магазинам необходимо адаптироваться к новым реалиям и запросам покупателей, сосредоточившись на предоставлении уникального покупательского опыта, оптимизированном предложении, персонализированном сервисе и специализированных товарах, которые невыгодно продавать на маркетплейсах из-за больших габаритов или хрупкости. Маркетплейсы, в свою очередь, должны усилить контроль за качеством товаров и борьбу с контрафактом, чтобы оправдать доверие потребителей и властей. Для мирного сосуществования обоих форматов торговли необходимо уделять внимание фискальному регулированию, создавая равные стимулирующие условия налогообложения для онлайн и офлайн-ритейла; разработать четкие правила работы для маркетплейсов, с учетом действующих законодательных норм и требований, адаптированных для условий электронной коммерции; внедрять эффективные механизмы борьбы с контрафактной продукцией; поддерживать развитие логистической инфраструктуры; стимулировать цифровизацию традиционного ритейла; повышать уровень финансовой грамотности и потребительской культуры. Власти должны действовать комплексно, учитывая интересы всех участников рынка. Важно не просто регулировать существующие проблемы, но и создавать условия для развития здоровой конкуренции и инноваций, которые станут естественными драйверами роста для производителей и продавцов. Это поможет обеспечить баланс между защитой потребителей и поддержкой развития электронной коммерции в России. В долгосрочной перспективе наиболее перспективным выглядит развитие гибридных моделей торговли, где онлайн и офлайн-форматы будут дополнять друг друга. Это позволит сохранить преимущества обоих форматов и создать более эффективную и удобную для потребителей торговую среду. Роль государства в данном случае – не подавление конкуренции, а создание равных условий игры для всех участников рынка. Необходимо разработать эффективные механизмы регулирования, которые будут направлены на защиту прав потребителей и борьбу с недобросовестными практиками, но не будут препятствовать развитию конкуренции и инноваций.Автор - Николай Перепёлкин, к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова
МОСКВА, 11 мар - ПРАЙМ. В последние годы маркетплейсы стали неотъемлемой частью российской электронной коммерции, существенно изменив ландшафт розничной торговли. Растущая популярность этих платформ и их влияние на рынок не могли остаться незамеченными со стороны регуляторов. В последнее время российские власти демонстрируют повышенное внимание к рынку маркетплейсов, планируя упорядочить и зафиксировать ряд процедур, связанных с информированием покупателей о происхождении товара и его свойствах, а также ужесточить контроль за безопасностью и качеством товаров, определив ответственных за нарушения.
Причины такого повышенного внимания властей к маркетплейсам разнообразны. С одной стороны, в отсутствии четкого регулирования и применимых актуальных правовых норм, действительно, существует проблема распространения контрафактной продукции, некачественных товаров и нарушения авторского права и прав интеллектуальной собственности. Не секрет, что в сравнении с розницей электронные площадки держат печальное первенство по количеству продаж некачественной или поддельной продукции с нарушениями.
С другой – значительное число традиционных розничных продавцов испытывает серьезное давление со стороны онлайн-платформ, что приводит к закрытию магазинов и потере рабочих мест, и эта ситуация также требует внимания, поскольку доступ к продовольствию и товарам повседневного спроса является необходимым условием качественной жизни человека.
Инициативы в сфере дополнительной маркировки товаров, например, информацией о вхождении в тот или иной реестр, стране производства или стране резидентства компании-продавца, применение ограничительных мер по продаже определенных товаров (например, рецептурных ветеринарных препаратов, продажу которых на маркетплейсах ограничили с 1 марта 2025 года) хотя и осложняют жизни нечестным предпринимателям, но в то же время часто приводят к повышению как себестоимости продукции, так и ее конечной цены, что не может быть положительно воспринято рынком.
Говоря о ценовой конкуренции между оффлайн и онлайн платформами, нужно отметить, что ключевое преимущество маркетплейсов в ценообразовании заключается в их бизнес-модели. Они не держат товарные запасы, а зарабатывают на комиссии с продаж, фокусируясь на вопросах маркетинга и логистики. Это позволяет им предлагать более низкие цены даже с учетом расходов на содержание большого количества ПВЗ и персонал.
Пробирная палата не увидела проблем в торговле украшениями на маркетплейсах
Кроме того, маркетплейсы имеют доступ к большим данным о покупателях, их покупательских привычках и поведении, что позволяет оптимизировать маркетинговые расходы, выстраивая максимально эффективную индивидуальную коммуникационную политику с каждым покупателем платформы.
Еще одной довольно частой претензией к маркетплейсам у продавцов становится довольно жесткая политика продвижения товаров на площадке — участие в партнерских скидочных программах и мероприятиях по стимулированию сбыта (к которым чаще всего относят значительные скидки) часто оборачивается для продавцов потерей прибыли и убытками, но контрактные обязательства не оставляют выбора, ведь маркетплейсы обеспечивают доступ к постоянному потоку клиентов и покупателей, и продавцы вынуждены мириться и с потерями, и с низкой маржинальностью своих товаров с тем, чтобы не потерять доступ к покупателям.
Противостояние между онлайн и офлайн-ритейлерами может привести к нескольким сценариям развития событий. Первый – это искусственное выравнивание цен через регулирование, что может негативно сказаться на потребителях и привести к снижению конкуренции. Второй – развитие гибридных моделей торговли, где офлайн-магазины будут использовать маркетплейсы, как дополнительный канал продаж.
Принуждение продавцов повышать цены под предлогом "борьбы с демпингом" может негативно сказаться на конкуренции, что само по себе противоречит принципам свободной рыночной экономики. В конечном счёте это также может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет, поскольку оборот может упасть как из-за повышения цен, так и из-за ухода части продавцов в "тень".
В настоящее время можно говорить о том, что для снижения градуса возможного противостояния традиционных форм и электронных возможностей офлайн-магазинам необходимо адаптироваться к новым реалиям и запросам покупателей, сосредоточившись на предоставлении уникального покупательского опыта, оптимизированном предложении, персонализированном сервисе и специализированных товарах, которые невыгодно продавать на маркетплейсах из-за больших габаритов или хрупкости.
Маркетплейсы, в свою очередь, должны усилить контроль за качеством товаров и борьбу с контрафактом, чтобы оправдать доверие потребителей и властей. Для мирного сосуществования обоих форматов торговли необходимо уделять внимание фискальному регулированию, создавая равные стимулирующие условия налогообложения для онлайн и офлайн-ритейла; разработать четкие правила работы для маркетплейсов, с учетом действующих законодательных норм и требований, адаптированных для условий электронной коммерции; внедрять эффективные механизмы борьбы с контрафактной продукцией; поддерживать развитие логистической инфраструктуры; стимулировать цифровизацию традиционного ритейла; повышать уровень финансовой грамотности и потребительской культуры.
Власти должны действовать комплексно, учитывая интересы всех участников рынка. Важно не просто регулировать существующие проблемы, но и создавать условия для развития здоровой конкуренции и инноваций, которые станут естественными драйверами роста для производителей и продавцов. Это поможет обеспечить баланс между защитой потребителей и поддержкой развития электронной коммерции в России.
В долгосрочной перспективе наиболее перспективным выглядит развитие гибридных моделей торговли, где онлайн и офлайн-форматы будут дополнять друг друга. Это позволит сохранить преимущества обоих форматов и создать более эффективную и удобную для потребителей торговую среду. Роль государства в данном случае – не подавление конкуренции, а создание равных условий игры для всех участников рынка. Необходимо разработать эффективные механизмы регулирования, которые будут направлены на защиту прав потребителей и борьбу с недобросовестными практиками, но не будут препятствовать развитию конкуренции и инноваций.
Автор - Николай Перепёлкин, к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.