Россия все еще зависит от поставок из США: что с ними происходит
Россия все еще зависит от поставок из США: что с ними происходит - 17.06.2025, ПРАЙМ
Россия все еще зависит от поставок из США: что с ними происходит
В последние годы отношения между Россией и США заметно осложнились, что сильно ударило по логистике и торговле между странами. Введенные ограничения полностью... | 17.06.2025, ПРАЙМ
МОСКВА, 17 июн - ПРАЙМ. В последние годы отношения между Россией и США заметно осложнились, что сильно ударило по логистике и торговле между странами. Введенные ограничения полностью изменили привычные схемы: теперь не только доставка грузов, но и платежи по ним сильно усложнились. Несмотря на это, российские компании всё ещё зависят от поставок из США, особенно по тем позициям, которым сложно найти замену.Логистика с США до и после ограниченийДо ограничений перевозки между Россией и США были максимально прозрачными: контракты заключали напрямую, грузы доставляли прямыми авиа и морскими линиями, не было существенных ограничений со стороны регуляторов, оплата проходила по стандартным каналам. Импорт был широко развит: ввозили промышленную технику, автомобили, химию, металлы и множество брендовых товаров.После 2022 года ситуация резко изменилась: товарооборот к лету 2023 года упал в 11 раз до рекордно низких за последние десятилетия 277 млн долларов. Объем американского экспорта в Россию уменьшился еще сильнее и составил всего 36 млн долларов. Структура поставок полностью изменилась — исчезли высокотехнологичные и промышленные товары, сложное оборудование, узнаваемые бренды. Остались только те категории, которые не попали под санкции, а для их ввоза приходится использовать сложные схемы.Параллельный импорт и трансформация рынкаРаньше импорт продукции в Россию был возможен только с согласия официального представителя бренда. Американские компании шли двумя путями:В 2022 году бренды покинули рынок и привозить нужные товары стало возможно без согласия правообладателей. За год параллельный импорт позволил ввезти в Россию товаров более чем на 70 млрд долларов, что быстро стало ключевым инструментом поддержания рынка.Современная логистика: прямые и транзитные схемыТовары не затронутые санкциями (лекарства, продукты, музыкальные инструменты) можно привозить из США в РФ напрямую. В воздушном сообщении остались в основном только небольшие и частные компании. В зависимости от маршрута, объема партии и скорости оформления документов доставка занимает от двух до семи дней. Морской путь длиннее — от 25 до 50 дней. Здесь тоже работает только один принцип: никаких санкционных товаров.В основном же логистика строится через третьи страны. Морская через Турцию (до Новороссийска) или Китай и Гонконг (до Владивостока и Находки), а авиарейсы идут через Азию или Ближний Восток (ОАЭ, Катар). Это удлиняет сроки и увеличивает стоимость доставки.Главная сложность — не доставка, а оплатаЛогистика подорожала в разы: если три года назад авиадоставка из США стоила 3 доллара за килограмм, теперь — от 10-12 долларов (и это без учета всех дополнительных расходов). Морские перевозки также заметно выросли из-за удлиненных маршрутов, дополнительных сборов и транзита.Выросли не только цены: сложности вызывает проведение платежей американским поставщикам, которые все чаще требуют дополнительные документы о происхождении средств, целях оплаты и структуре посредников; любая нестыковка — повод для проверки или блокировки груза. Расчёты зачастую проходят через посреднические фирмы в ОАЭ или Юго-Восточной Азии, что добавляет затрат и повышает финальную стоимость товаров.Компетенции и партнёрыНайти надёжных специалистов и партнеров становится всё труднее: людей с нужными компетенциями мало, а агенты с российскими корнями оказываются под бдительным контролем, что делает сотрудничество всё более рискованным и приводит к тому, что некоторые компании просто отказываются от работы с российским рынком.Что дальше?Давление санкций сохранится, уповать на отмену ограничений в ближайшем будущем не приходится. Параллельный импорт, транзит через третьи страны и развитие новых сложных логистических маршрутов сохранятся как основной вариант работы. Несмотря на всё, интерес к сотрудничеству между российскими и американскими компаниями не исчез — целый ряд товаров по-прежнему нельзя заменить, и прекратить торговлю полностью не удастся. Поэтому поставки будут продолжаться, но условия останутся непростыми и дорогими.Автор - Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP
МОСКВА, 17 июн - ПРАЙМ. В последние годы отношения между Россией и США заметно осложнились, что сильно ударило по логистике и торговле между странами. Введенные ограничения полностью изменили привычные схемы: теперь не только доставка грузов, но и платежи по ним сильно усложнились. Несмотря на это, российские компании всё ещё зависят от поставок из США, особенно по тем позициям, которым сложно найти замену.
Логистика с США до и после ограничений
До ограничений перевозки между Россией и США были максимально прозрачными: контракты заключали напрямую, грузы доставляли прямыми авиа и морскими линиями, не было существенных ограничений со стороны регуляторов, оплата проходила по стандартным каналам. Импорт был широко развит: ввозили промышленную технику, автомобили, химию, металлы и множество брендовых товаров.
Импорт США легковых авто рухнул до минимума с 2022 года
5 июня, 16:36
После 2022 года ситуация резко изменилась: товарооборот к лету 2023 года упал в 11 раз до рекордно низких за последние десятилетия 277 млн долларов. Объем американского экспорта в Россию уменьшился еще сильнее и составил всего 36 млн долларов. Структура поставок полностью изменилась — исчезли высокотехнологичные и промышленные товары, сложное оборудование, узнаваемые бренды. Остались только те категории, которые не попали под санкции, а для их ввоза приходится использовать сложные схемы.
Параллельный импорт и трансформация рынка
Раньше импорт продукции в Россию был возможен только с согласия официального представителя бренда. Американские компании шли двумя путями:
заключали договор с российским юридическим лицом, которое регистрировало бренд и контролировало ввоз товаров;
открывали собственное представительство для управления поставками и защиты от контрафакта.
В 2022 году бренды покинули рынок и привозить нужные товары стало возможно без согласия правообладателей. За год параллельный импорт позволил ввезти в Россию товаров более чем на 70 млрд долларов, что быстро стало ключевым инструментом поддержания рынка.
Современная логистика: прямые и транзитные схемы
Товары не затронутые санкциями (лекарства, продукты, музыкальные инструменты) можно привозить из США в РФ напрямую. В воздушном сообщении остались в основном только небольшие и частные компании. В зависимости от маршрута, объема партии и скорости оформления документов доставка занимает от двух до семи дней. Морской путь длиннее — от 25 до 50 дней. Здесь тоже работает только один принцип: никаких санкционных товаров.
В основном же логистика строится через третьи страны. Морская через Турцию (до Новороссийска) или Китай и Гонконг (до Владивостока и Находки), а авиарейсы идут через Азию или Ближний Восток (ОАЭ, Катар). Это удлиняет сроки и увеличивает стоимость доставки.
Главная сложность — не доставка, а оплата
Логистика подорожала в разы: если три года назад авиадоставка из США стоила 3 доллара за килограмм, теперь — от 10-12 долларов (и это без учета всех дополнительных расходов). Морские перевозки также заметно выросли из-за удлиненных маршрутов, дополнительных сборов и транзита.
Выросли не только цены: сложности вызывает проведение платежей американским поставщикам, которые все чаще требуют дополнительные документы о происхождении средств, целях оплаты и структуре посредников; любая нестыковка — повод для проверки или блокировки груза. Расчёты зачастую проходят через посреднические фирмы в ОАЭ или Юго-Восточной Азии, что добавляет затрат и повышает финальную стоимость товаров.
Компетенции и партнёры
Найти надёжных специалистов и партнеров становится всё труднее: людей с нужными компетенциями мало, а агенты с российскими корнями оказываются под бдительным контролем, что делает сотрудничество всё более рискованным и приводит к тому, что некоторые компании просто отказываются от работы с российским рынком.
Что дальше?
Давление санкций сохранится, уповать на отмену ограничений в ближайшем будущем не приходится. Параллельный импорт, транзит через третьи страны и развитие новых сложных логистических маршрутов сохранятся как основной вариант работы. Несмотря на всё, интерес к сотрудничеству между российскими и американскими компаниями не исчез — целый ряд товаров по-прежнему нельзя заменить, и прекратить торговлю полностью не удастся. Поэтому поставки будут продолжаться, но условия останутся непростыми и дорогими.
Автор - Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.