Рейтинг@Mail.ru
Промежуточные итоги АТЭС-2013: Четверть века благих намерений и разговоров - 07.10.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%АналитикаЭкономика

Промежуточные итоги АТЭС-2013: Четверть века благих намерений и разговоров

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 7 окт - Прайм, Лана Самарина. Саммит АТЭС-2013, в этом году организованный на Бали (Индонезия) 7-8 октября, в очередной раз демонстрирует, что Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество было и, видимо, навсегда останется не более чем площадкой для встреч и разговоров лидеров. Похвастаться внятной повесткой, прорывами в региональной интеграции АТЭС, скорее всего, не сможет и на этот раз, уверены опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

Экономики АТЭС не перестают всем напоминать, что вкупе представляют около 40% населения мира, 57% мирового ВВП и 48% оборота международной торговли. Однако как-то стыдливо замалчивается, что в этот форум – не организацию или сообщество, а именно форум – входят такие разные страны как США и Папуа - Новая Гвинея, Россия и Перу, Китай и Бруней.

Достаточно сказать, что президент США Барак Обама уже второй год не приезжает на саммит АТЭС, подбирая всякий раз более-менее уважительную причину. При этом в 2011 году Обама все-таки был на саммите АТЭС, правда, проходил в тот год он на территории США.

Однако бесполезно отрицать, что для национального пиара и приглашения инвесторов в крупные проекты подобные встречи прекрасно подходят, чем Россия пользуется все последние годы.

А ПОГОВОРИТЬ?

"АТЭС – это не организация для проведения переговоров по торговой и инвестиционной политике, а всего лишь навсего консультативный дискуссионный клуб. Решения АТЭС носят рекомендательный и информационный характер", - отмечает ведущий научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Евгений Канаев.

Принятые в АТЭС формы работы рассчитаны на проявление активности самих участников форума, это так называемые инициативные предложения участников об обмене передовым опытом, отмечает эксперт.

ЧИТАТЬ: Улюкаев: Фокус мировой политики и экономики сдвигается в АТР >>

Что касается инициативности, то Россия показала себя еще в прошлом году, сделав то, на что не решился ни один из участников форума, - фактически с нуля создала целый город на острове Русский специально под саммит АТЭС-2012. Нашей стране удалось в год своего председательства потратить почти 700 миллиардов рублей на его подготовку и проведение. Большинство россиян не смогло ощутить эффективность этих вложений, поскольку все они были сконцентрированы на острове Русский.

В наследство от саммита региону достались два новых моста, автомагистрали без съездов, комплекс зданий и студенческий кампус Дальневосточного федерального университета, в который студенты не могли въехать почти год. Красивые, современные, но невостребованные постройки местами теряли облицовочную плитку, страдали от протеков водопровода, а "трендовая" тротуарная плитка неумолимо разрушается видимо от отсутствия расчетных нагрузок на нее.

"Для нашей страны речь идет об имиджевой компоненте как участника крупной международной организации, заботящейся о создании благоприятных условий сотрудничества в макрорегионе, а в практическом плане – дает возможность укрепления торговых связей со странами участниками организации", - поясняет поведение РФ генеральный директор "РИА Рейтинг" Валерий Третьяков.

ТЕКСТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

За 700 миллиардов рублей Россия, как хозяйка саммита АТЭС-2012, вынесла на повестку мероприятия такие идеи, как развитие транспорта и логистики, продовольственная безопасность, либерализация торговли и региональная экономическая интеграция, сотрудничество в инновационной сфере.

В этом году страны АТЭС продолжили говорить на те же самые темы, добавив к ним проблемы энергетической безопасности. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, актуально и обсуждение таких аспектов, как "совершенствование регулятивных мер в сфере энергетики, обеспечение прозрачности и предсказуемости энергетических и сырьевых рынков".

ЧИТАТЬ: Путин: Экономическая политика должна быть увязана с решением социальных проблем >>

Что касается либерализации торговли, то за последние 20 с лишним лет прогресса в этом направлении не наблюдается. Точнее он наблюдается там, где он был бы и без участия АТЭС – между теми странами, которые и так находят взаимопонимание, отмечают эксперты.

"Заявленные здесь позиции сторон в части обеспечения режимов наибольшего благоприятствования, либеральных принципов торговли крайне важны, и не скрою, что мы столкнулись на Бали с рядом серьезных проблем. Но, мне кажется, нам все же удалось найти решения, в том числе даже текстуальные", - отметил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

АТЭС изначально было создано для экономического сотрудничества, создания в АТР зоны свободной торговли. Однако эта цель так и осталась недостижимой мечтой. Единственное о чем можно говорить, так это о Вьетнаме, который работает над созданием зоны свободной торговли с Таможенным союзом в составе России, Белоруссии и Казахстана.

"Серьезной либерализации торговли на Азиатско-Тихоокеанском пространстве пока не наблюдается", - подводит итог саммитов АТЭС Третьяков.

ИНВЕСТОР, ОТЗОВИСЬ!

Как повелось, уже который год, страны АТЭС используют подобные встречи для презентации своих проектов и идей, действуя по принципу "мир посмотреть – себя показать", и естественно, похвалить себя любимых.

"Тема, которая обсуждается, это кросс-национальные инвестиции стран АТЭС. Здесь мы в сильной лидирующей позиции, в том числе благодаря тому, что РФПИ создал российско-китайский фонд, российско-японский фонд, в ближайшее время мы создадим партнерство с еще одной страной АТЭС и об этом объявим", - заявил "Прайму" глава РФПИ Кирилл Дмитриев между встречами на Бали.

Одна из ключевых идей, которые Россия продвигала в прошлом году и продолжила продвигать в этом, - более активное использование возможностей транспортных артерий страны: Транссиба, Байкало-Амурской магистрали, а также Северного морского пути.

ЧИТАТЬ: Путин: Россия будет расширять сотрудничество с АТР в энергетике >>

Однако пока единственным крупным инвестором, заявившем о своем участии в проекте остается сама Россия, готовая распечатать "кубышку" Фонда национального благосостояния ради "артерий страны".

Пользуясь случаем, президент РФ Владимир Путин на Деловом форуме АТЭС в понедельник пригласил бизнесменов из АТР участвовать в проектах по модернизации Транссиба, БАМа и Северного морского пути.

ЧИТАТЬ: Путин пригласил бизнесменов из АТР участвовать в проектах по модернизации Транссиба и БАМа >>

"Я знаю, что многие азиатские страны проявляют очень большой интерес к развитию этого транспортного коридора", - сказал он. По словам президента, для иностранных компаний в России создаются все необходимые условия.

"Приемлемое, если не льготное финансирование готов оказать Российский фонд прямых инвестиции, который наладил хорошее взаимодействие с китайскими и японскими партнерами", - заверил Путин.

ЧИТАТЬ: Глава РФПИ: Сибирь и Дальний Восток могут стать "хабом для инвестиций" стран АТЭС >>

Дмитриев в свою очередь сообщил, что РФПИ будет активно развивать инвестиционное сотрудничество с такими странами АТЭС, как Малайзия, Корея и Бруней. "Здесь (на саммите) присутствует очень много инвесторов, которым очень интересна российская экономика", - добавил он.

Подобные заявления об интересе инвесторов АТР могли бы воодушевлять, однако их повторение из года в год доверия вызывает все меньше. Впрочем, до завершения форума есть еще один день, который, возможно, изменит ставшее традиционным у экспертов разочарование по итогам форума.

Завтра лидеров АТЭС ожидает неформальная встреча с гостями председателя форума с Кирибати, Фиджи, Маршалловых и Соломоновых островов, а затем рабочий завтрак. После него будут обнародованы итоговые документы саммита - декларация лидеров экономик АТЭС и заявление лидеров в поддержку многосторонней торговой системы.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала