Налоги
Не переплати: что будут менять в налоговой системе

Профессор Карп: коридор ставок для прогрессивного НДФЛ должен быть шире

Читать на сайте 1prime.ru
Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию выступил с предложениями по изменению налоговой системы в России. Одна из инициатив включала реализацию более справедливого распределения налогового бремени как между физлицами, так и между компаниями. Наиболее вероятным вариантом проведения налоговой реформы является изменение параметров НДФЛ в комбинации с коррекцией ставок налога на прибыль.
Остановимся подробнее на НДФЛ. Речь идет об усилении прогрессивности шкалы налога на доходы физических лиц. Начиная с 2021 года, при расчете налога применяется прогрессивная шкала налогообложения со следующими коридорами по доходам и ставками:
- 13% с суммы дохода в пределах 5 миллионов рублей за год;
- 15% с суммы доходов, превышающих 5 миллионов рублей за год.
В 2021 – 2023 годах действовал переходный период, в течение которого налоговыми агентами применялась прогрессивная ставка НДФЛ 15% отдельно к каждой налоговой базе. Иначе говоря, если в течение года сумма по одному виду дохода, полученного от одного работодателя, не превышала 5 миллионов рублей, то НДФЛ удерживался по ставке 13%.
С 2024 года налоговая ставка 15% применяется уже в отношении совокупности всех видов доходов, полученных физическим лицом за год от всех работодателей. Окончательный размер ставки определяется налоговым органом с учетом совокупного годового дохода физического лица за налоговый период на основании сведений, полученных от работодателей. Если совокупный доход превысит 5 миллионов рублей, то налог с суммы превышения налоговый орган исчислит по ставке 15% и направит физическому лицу уведомление о необходимости доплаты не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором получен доход.
Таким образом, в течение 2024 года Федеральная налоговая служба окончательно отработает механизм применения прогрессивной шкалы ставок налога с совокупного годового дохода физических лиц. Все необходимые технические и информационные возможности для этого у ФНС в настоящее время имеются.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц преследует цель более справедливого распределения налогового бремени. Однако достичь этой цели возможно лишь при соблюдении целого ряда условий. К таким условиям относятся:
  • Введение необлагаемого налогом минимума (это может быть, например, прожиточный минимум на душу трудоспособного населения – в 2024 году в России он составляет 16844 рубля);
  • Семейное налогообложение. Прогрессивное налогообложение крайне несправедливо в отношении семей с детьми, где, как правило, один работающий, а его доход потребляется всеми. Во многих странах применяется совместное декларирование доходов супругами. Они могут заполнять совместную декларацию, к их общему доходу применяются особые вычеты, зависящие от количества несовершеннолетних детей и специальная шкала ставок. Вариантов много, а вот справедливой прогрессии налогообложения без этого инструмента добиться трудно;
  • Регулярная корректировка пороговых значений шкалы ставок налога на коэффициенты–дефляторы, что позволит приводить в соответствие инфляции шкалу прогрессии. В противном случае в условиях высокой инфляции налогообложение, предназначенное для средних слоев населения, постепенно распространится на малообеспеченных граждан, предназначенное для лиц с очень высокими доходами — на средние слои населения;
  • Применение превентивных мер для борьбы с механизмами налоговой оптимизации в НДФЛ. Напомним, что массовое стремление к оптимизации подоходного налога, а также отсутствие неизбежности наказания за неуплату налога были основными причинами отказа от прогрессивной шкалы ставок в 2001 году. Однако схемы налоговой оптимизации в НДФЛ и сейчас остаются весьма распространенными. Среди них, например, серые зарплаты, подмена трудовых отношений гражданско-правовыми (например, контракты с ИП или самозанятыми, которые фактически являются сотрудниками компании) или работа в теневом секторе.
Какой планируется прогрессивная шкала ставок НДФЛ в результате налоговой реформы? К ключевым параметрам прогрессии относятся: необлагаемый минимум, количество ступеней, коридор ставок, уровень дохода, подпадающего под максимальную ставку налога. Обсуждаются предложения повысить НДФЛ с 13 до 15% на доходы более 1 миллиона рублей в год и с 15 до 20% для доходов свыше 5 миллионов рублей в год. С учетом того, что средняя заработная плата в РФ в 2023 году составила 73709 рублей, а в 2024 году только в январе уже превышала 75000 рублей, очевидно, что под прогрессию в 15% подпадет намного больше налогоплательщиков, чем это было в 2023 году.
Тогда в федеральный бюджет дополнительно поступило 160 миллиардов рублей налога. Около 70% - из четырех субъектов: Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Снижение коридора доходов, подпадающих под 15% ставку с 5 миллионов до 1 миллиона рублей существенно расширит круг налогоплательщиков, ощущающих увеличение нагрузки. А с учетом уровня текущей инфляции становится очевидным - коридор ставок должен быть выше. Например: при доходах до 3 миллионов рублей – 13%, от 3 до 6 миллионов включительно – 15%, от 6 до 9 миллионов – 17%; свыше 9 миллионов – 20%.
Такая шкала ставок представляется в большей степени отвечающей принципу справедливости. Но возможность более справедливого распределения налогового бремени появится при соблюдении целого ряда условий, которые были перечислены выше.
Что касается повышения ставок налога на прибыль с 20 до 25%, то достичь целей создания благоприятных условий для инвестиций компаний в ключевые отрасли экономики возможно при расширении возможностей по использованию механизма инвестиционного налогового вычета. Он даст возможность таким компаниям нивелировать повышение налоговых ставок, обеспечив таким образом модернизацию и техническое перевооружение ключевых отраслей экономики за счет собственных средств.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем