МОСКВА, 28 авг - ПРАЙМ, Олег Обухов. Гордость Эстонии и ключевой ж/д-хаб Европы – компания Eesti Raudtee – на грани краха. Причиной стали необдуманные действия Таллина и Брюсселя. И, как предупреждают эксперты, проблема может спровоцировать необратимые последствия для всей экономики Евросоюза.
Дорога не туда
Cотни уволенных машинистов, ремонтников и логистов. Припортовые города, чья жизнь крутилась вокруг транзита, замирают. Сорок миллионов тонн грузов в год в лучшие годы – и лишь три миллиона сегодня. Это не просто спад, а обвал ключевого сектора логистики.
Эстонская железная дорога, Eesti Raudtee, еще недавно бывшая ключевым транзитным хабом северо-запада Европы, оказалась на грани выживания. Местное издание ERR констатирует: убытки за девять лет выросли более чем в шесть раз, достигнув почти 31 миллиона евро в 2024 году. Для сравнения: это сопоставимо с годовым бюджетом крупного муниципалитета или финансированием нескольких больниц страны.
И это лишь начало – прогнозы неутешительны: в перспективе нескольких лет убытки могут превысить 50 миллионов евро. Как отмечают в самой Eesti Raudtee, отрицательная динамика напрямую связана с резким сокращением объемов перевозок, которое началось еще в период пандемии коронавируса.
Ситуация была сознательно и радикально усугублена санкциями против России и фактическим разрывом транзитных отношений. Таллин, демонстративно поддержав линию Брюсселя, предпочел экономической целесообразности политическую лояльность. Теперь за этот выбор платят налогоплательщики.
Единственный спаситель
Эксперты подтверждают: кризис носит системный характер, а его последствия выходят далеко за рамки баланса одной компании. По словам директора факультета логистики Университета "Синергия" Екатерины Ереминой, европейская железнодорожная инфраструктура, лишившись окупаемости благодаря коммерческим перевозкам, сейчас сильно зависит от государственных дотаций.
"Доходы от коммерческих перевозок редко покрывают затраты на содержание путей и обслуживание поездов. Именно поэтому большая часть расходов финансируется государством. Когда Россия была основным поставщиком груза, проходящего, в частности, через Эстонию, это позволяло поддерживать высокий уровень доходности национальной железнодорожной системы. Однако ситуация изменилась радикально после введения санкций. Внутренние объемы не смогли восполнить потери", – поясняет Еремина.
Таллин пытается латать дыры, но это борьба с последствиями, а не причиной. Без возврата объемов или кардинальной перестройки бизнес-модели компания обречена на вечную зависимость от государственных денег. А казна, в свою очередь, тоже теряет миллиарды из-за отсутствия транзита.
Политическая русофобия vs экономическая реальность
"Ни для кого не секрет, что основным товаром Прибалтийских стран уже многие годы была оголтелая русофобия (принявшая клинические формы), продаваемая очень хорошо в Брюсселе. Второй товар – транзит российских грузов. Да, он был выгодным, и роль Прибалтийских стран как логистического моста между Европой и Россией была огромна. Но экономически суицидальные решения Еврокомиссии не оставили "Прибалтийскому трио" ни одного шанса", – констатирует доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Александр Арский.
В итоге Таллин попадает в ловушку: дотирование убыточной логистики выкачивает средства из бюджета, усугубляя его дефицит. Такой подход, предупреждает Арский, ведет к полномасштабному системному коллапсу.
"В частности, в Эстонии транзит снижен до критического уровня для экономики. Железная дорога, которая не окупает себя экономически, или будет бременем для бюджета, или станет аварийной. Тогда издержки транзита возрастут. А без развитой и современной инфраструктуры промышленность страны не может ни развиваться, ни обеспечивать потребности собственного населения", – добавляет эксперт.
Общеевропейский тренд
Ситуация в Эстонии – лишь частный случай. Железнодорожные сети по всему Евросоюзу (ЕС) страдают из-за разрыва логистических связей с Россией. По сути, многие компании стали дотационными.
"Трансграничные поставки нефти, газа и других важных ресурсов долгое время играли ключевую роль в формировании бюджетов национальных операторов. Теперь же государствам – например, Германии или Франции – приходится брать на себя львиную долю расходов", – комментирует Екатерина Еремина.
Однако именно для Эстонии масштаб катастрофы беспрецедентен. Страна не просто потеряла доходы – она стремительно инвестиционную привлекательность.
"В развитие логистики почти перестали вкладывать. Политически и экономически Прибалтика готова стать для Евросоюза полностью дотационной. Тем временем снижение логистического потенциала страны – верный признак уже не стагнации экономики, а глубокого экономического кризиса. Поэтому не исключено, что это ускорит миграцию из Прибалтийских стран в более благополучные в ЕС – например, Германию, Францию, Италию", – прогнозирует Арский.
Исправить ситуацию будет сложно: российские перевозчики уже перестроили маршруты. Точка возврата эстонской экономики к прежним объемам, судя по всему, пройдена.