ВАШИНГТОН, 5 апр — ПРАЙМ. Крупнейшие оборонные подрядчики США получают миллиарды долларов прибыли в результате политики президента Джо Байдена в отношении Украины и могут заработать на этом еще больше благодаря планам по расширению НАТО и лоббированию интересов военно-промышленных предприятий в конгрессе, считают опрошенные РИА Новости активисты и аналитики.
СТАБИЛЬНОСТЬ — В МИНУС, АКЦИИ — В ПЛЮС
После того, как Россия 24 февраля начала свою специальную военную операцию на Украине, акции пяти крупнейших поставщиков вооружений для Пентагона выросли в цене, поскольку аналитики с Уолл-стрит ожидали резкого увеличения числа заказов на вооружения. Только лишь за первую неделю акции американского военно-промышленного гиганта Northrop Grumman подскочили на целых 18%, в то время как акции корпорации Lockheed Martin выросли на 17%.
В январе текущего года Грегори Хеймс, генеральный директор одного из крупнейших подрядчиков министерства обороны США — компании Raytheon, — недвусмысленно заявил инвесторам, что события на Украине сулят его компании масштабную прибыль. Это, по его словам, стало возможным благодаря новым перспективам в сфере зарубежных поставок вооружений, которые открылись именно вследствие роста геополитической напряженности в Восточной Европе.
Подобная динамика прослеживается и по другим предприятиям американской "оборонки". С начала текущего года стоимость акций Lockheed Martin выросла на 25%, акции других компаний из этой же сферы: Raytheon, Northrop Grumman и General Dynamics — более чем на 15%.
"Война отлично сочетается с бизнесом", — прокомментировала ситуацию РИА Новости известная австралийская активистка Хелен Калдикотт. Основанная при ее участии медицинская организация "Врачи за социальную ответственность", работающая над защитой гражданского населения от угроз распространения ядерного оружия, была удостоена Нобелевской премии мира.
В свою очередь, бывший аналитик Пентагона Чак Спинни заявил, что ни сам украинский конфликт, который он считает "предсказуемым следствием" расширения НАТО, ни реакция на него со стороны военного истеблишмента США не вызывают удивления.
"Теперь-то в Пентагоне, оборонных предприятиях и их "дочках", конгрессе, аналитических центрах, разведывательном аппарате и прессе срывают пробки от бутылок шампанского", — отметил Спинни.
ПРЕРВАТЬ НЕЛЬЗЯ УСИЛИТЬ
Президент США Джо Байден неоднократно подчеркивал беспрецедентный характер помощи, которую его администрация предоставляет Украине в сфере обороны и безопасности. Общий объем бюджетных ассигнований на эти нужды уже превысил 2,3 миллиарда долларов, причем 70% от данных средств были выделены только за последние пять недель.
Согласно данным Белого дома, по состоянию на середину марта США передали Украине порядка 1,4 тысячи ПЗРК Stinger, свыше 10 тысяч переносных противотанковых гранатометов Javelin и AT4, а также примерно 60 миллионов единиц боеприпасов. Остальная часть поставленных Киеву вооружений включает винтовки, пистолеты, пулеметы, дробовики, а также около 100 тактических беспилотников, 25 тысяч комплектов бронежилетов и столько же шлемов.
Союзники Вашингтона также не упускают возможности наполнить карманы владельцев компаний-производителей вооружений. Как утверждают в Белом доме, с начала специальной военной операции РФ свою оборонную помощь Украине направили в общей сложности не менее 30 стран.
Тем не менее, Украина была основным получателем американского оружия еще до последнего обострения кризиса. Как информирует по данному вопросу Исследовательская служба конгресса США, с 2014 года Вашингтон оказал Киеву оборонную помощь на сумму в 4 миллиарда долларов, в том числе по линии госдепартамента и Пентагона.
Помимо этого, с начала украинского конфликта военное присутствие США в Европе выросло с 60 до 100 тысяч человек. И, несмотря на то, что Вашингтон раз за разом исключает возможность отправки войск на Украину, администрация США допускает развертывание в будущем дополнительных воинских подразделений в Европе в целях укрепления "восточного фланга НАТО".
Чак Спинни отмечает в этой связи, что в основе данного феномена лежит понимание политико-экономических причин зависимости США от расходов на оборону, которую аналитик сравнивает с наркотической. Цитируя известного американского военного стратега Джона Бойда, Спинни формулирует этот принцип следующим образом: "Не прерывайте денежный поток, но усиливайте его".
Словно в подтверждение данного тезиса администрация Джо Байдена 28 марта представила конгрессу проект бюджета на 2023 финансовый год, который предполагает выделение 773 миллиардов долларов на военные нужды. Это на 69 миллиардов долларов больше, чем годом ранее. Проект бюджета среди прочего включает в себя 682 миллиона долларов в качестве помощи для Украины, что более чем на треть превышает аналогичные ассигнования США за предыдущий год.
О том, что Байден намерен запросить у конгресса рекордные средства на оборонные расходы, стало известно в середине февраля, еще до начала российской военной операции на Украине. Тогда СМИ сообщали, что итоговая сумма может вырасти до 800 миллиардов долларов. Такой запрос, превышающий рекорды времен 45-го президента Дональда Трампа, связывают с высокой инфляцией и усилением присутствия США в Европе в ответ на украинский кризис.
ПО ЛЕКАЛАМ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
По мнению экспертов, резкий рост оборонных расходов тесно связан с конфронтационным характером внешней политики США, который проявлял себя еще со времен холодной войны. Проблему усугубляют и тесные связи американского политического истеблишмента с гигантами оборонного сектора, которые, как считается, финансируют кампании конгрессменов и лоббируют через них свои интересы.
Другим важным аспектом данной проблемы является так называемый феномен "вращающихся дверей", под которым подразумевается переход чиновников министерства обороны в частные предприятия. Согласно январскому докладу независимой надзорной организации Project on Government Oversight, только за последние три года Lockheed Martin приняла на работу 44 бывших чиновников Пентагона, Raytheon и Northrop Grumman — по 24, Boeing — не менее 23, а General Dynamics — 8.
Как полагает Чак Спинни, объявленная экс-президентом Джорджем Бушем-младшим "глобальная война" против терроризма стала своего рода ключевым фактором, позволявшим США из года в год сохранять бюджет на уровне времен холодной войны. По мнению бывшего аналитика Пентагона, теракты 11 сентября 2001 года способствовали формированию атмосферы в США, которая и по сей день необходима для ведения "второй холодной войны" вплоть до конца XXI века.
"С 2001 года США потратили 6,4 триллиона долларов на убийства и разрушения в 85 странах, в результате чего погибла 801 тысяча человек", — отметила со своей стороны Хелен Калдикотт.
По ее словам, почти весь этот объем средств был распределен между пятью крупнейшими оборонными подрядчиками США, чьи акции на протяжении последних 20 лет в среднем росли вполовину быстрее, нежели акции других компаний на рынке.
"Что еще хуже, так это то, что почти все члены конгресса являются пособниками убийств, получая огромные суммы денег от корпораций-убийц", — резюмировала активистка.