МОСКВА, 26 ноя — ПРАЙМ. Российские власти планируют с 2021 года проиндексировать утилизационный сбор на все виды автотехники, а также на спецтехнику на 25-30%, объясняя это ослаблением рубля, рассказали РИА Новости источники в автопроме.

Утильсбор ввели в 2012 году, на рынке его всегда считали компенсацией снижения пошлин после вступления РФ в ВТО. Сбор установлен в рублях, сначала его платили только импортеры, а с 2014 года его распространили на всех, но для локализованных автоконцернов ввели промышленные субсидии. Их получают подписавшие СПИК автоконцерны (это подавляющее большинство заводов в стране). В декабре прошлого года было принято решение о дифференциации этих субсидий в зависимости от целевого уровня локализации, нарастающего по годам. Утильсбор повышался уже трижды.

"Утильсбор собираются повысить на 25-30% на все виды транспортных средств, включая спецтехнику", — сказал один из собеседников агентства, добавив, что власти объясняют это сопоставимым ослаблением рубля, которое понижает совокупный торговый барьер. Его слова подтверждает и другой источник, связывая это с окончанием действия последних активных соглашений о промсборке, которые были исключением из правил ВТО, и выравниванием из-за этого ввозных пошлин на меньшем уровне.

"Нам говорилось, что такие планы (по индексации утилизационного сбора – ред.) есть, но формально решение еще не принято. Не думаю, что это сильно защитит рынок от импорта – он и так неплохо защищен. Официально нам говорилось, что это связано с девальвацией российской валюты", — подтвердил еще один собеседник агентства.

Базовая ставка утилизационного сбора в России для легковых машин (включая внедорожники) составляет 20 тысяч рублей, а для грузовиков и автобусов — 15 тысяч. Традиционно правительство при повышении утильсбора меняет коэффициенты, на которые умножается базовая ставка в зависимости от объема двигателя и возраста транспортного средства.

С 1 января 2020 года для новых малолитражек с объемом двигателя до 1 литра коэффициент вырос с 1,65 до 2,41, то есть на 46%. Для машин с объемом двигателя от 1 до 2 литров коэффициент увеличился с 4,2 до 8,92 (на 112,4%); с двигателем от 2 до 3 литров – с 6,3 до 14,08 (на 123,5%); с двигателем от 3 до 3,5 литров — с 5,73 до 12,98 (на 126,5%). На новые автомобили с объемом двигателя свыше 3,5 литров рост утильсбора составил 145% — коэффициент вырос с 9,08 до 22,25. В конце 2019 года глава Минпромторга Денис Мантуров допускал возможность очередной индексации утильбсора в 2021 или 2022 году.

"С точки зрения цен это отразится прежде всего на импорте, но его доля не так высока, и это обычно более дорогие машины. На спрос это вряд ли повлияет сильно, так как состоятельные люди не так чувствительны к ценам. На рынок, который больше состоит из массового сегмента, гораздо больше будут влиять другие факторы — покупательские настроения, динамика доходов населения, общая макроэкономическая ситуация", — считает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.