МОСКВА, 10 сен — ПРАЙМ. Минпромторг подготовил и направил в правительство РФ предложения по повышению ставок утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года, пишет во вторник газета "Коммерсант" со ссылкой на источники.

По данным источников, индексация нужна для сохранения нагрузки на импорт автомобилей после сентябрьского снижения ввозных пошлин. Повышение ставок призвано сохранить барьер для импорта на уровне 30% от стоимости, то есть на уровне исходной ставки пошлин.

Утилизационный сбор ввели в 2012 году, на рынке его рассматривали как компенсацию снижения пошлин после вступления РФ в ВТО, пишет газета. Сначала сбор платили только импортеры, однако с 2014 года его формально распространили на весь рынок, а локализованным в РФ автоконцернам предоставили взамен промышленные субсидии. Компенсация происходит автоматически при каждом увеличении сбора. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%. В правительстве объясняли это девальвацией рубля. В 2018 году сбор был еще раз повышен в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%. После этого увеличились и цены на автомобили.

Российские концерны под предлогом снижения поступлений от сбора в бюджет поднимали вопрос его очередной индексации на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в декабре прошлого года, напоминает издание. По оценкам Минпромторга, повышение ставок утилизационного сбора в этом году в среднем составит около 80%, сообщил источник. Другие собеседники газеты уточняют, что индексация вновь будет неравномерной. Так, на легковые автомобили рост составит в среднем 110%, минимальной индексация будет для машин с объемом двигателя меньше литра (около 46%), максимальной — с двигателем более 3,5 литра (145%).

Расчеты еще должны оценить в ФТС. Также нужно учитывать фактор акциза, который рассчитывается от мощности автомобиля (в лошадиных силах), исполняя, как и утильсбор, роль барьера для импорта. Как отмечают источники, этот фактор принимали во внимание при индексации прошлого года. По их мнению, процесс будет идти "в спокойном режиме", а решение о величине сбора появится к декабрю.

Как отмечает Сергей Удалов из "Автостата", утильсбор заложен в стоимость всех автомобилей, в том числе произведенных в РФ, его доля в цене составляет несколько десятков тысяч рублей. Удорожание иномарок после повышения ставок сбора может потянуть за собой рост цен и на локализованные машины, т.к. прямых компенсаций утильсбора формально нет, полагает он. По мнению эксперта, на фоне снижения доходов населения резкое повышение цен отпугнет покупателей, поэтому ряд концернов пойдет на постепенное повышение на 2-4%.