МОСКВА, 17 дек — ПРАЙМ. "Камаз" прогнозирует рост продаж своих грузовиков в 2021 году на 19% в годовом выражении, до 44 тысяч штук, сообщил журналистам гендиректор компании Сергей Когогин. 

Лукашенко

Лукашенко назвал условия объединения МАЗа и КамАЗа

"По работе компании, как говорится, грех жаловаться, с рынком все в порядке, работать хоть и сложно в этом году, тем не менее у нас все получается. … Мы ждём выручку выше 250 миллиардов и объем продаж — до 44 тысяч, если не дотянем, то совсем чуть-чуть. Просто вопрос уже в отгрузке на сегодня. Но склады пустые, скорее всего, у нас выгребут все, что мы успеем произвести в этом году", — сказал он.

В прошлом году продажи компании составили 37 тысяч грузовиков. Согласно изначальному бизнес-плану, в 2021 году компания также рассчитывала продать 37 тысяч автомобилей.

Когогин уточнил, что за 11 месяцев было продано 38,9 тысячи грузовиков, из которых 33,6 тысячи на российском рынке, 5,3 тысячи – поставлено на экспорт. "Выше на 10% бизнес-плана и плюс 22% к уровню прошлого года", — подчеркнул топ-менеджер.

По словам Когогина, флагман "Камаза" в 2021 году — грузовик нового поколения K5. "Могу с большим удовлетворением сказать, что продукт в принципе без каких-либо проблем сегодня принят нашими потребителями. … В этом году к сожалению из-за срыва поставок, в том числе по электронным компонентам, мы не дотянули до бизнес-плана по выпуску К5, сделаем на уровне 1700-1800, тоже зависит от того как последняя неделя сработает", — добавил он.

В 2022 году компания намерена увеличить продажи грузовиков примерно на 2,3% в годовом выражении, до 45 тысяч штук, сообщил Когогин.

"На следующий год мы все-таки не стали брать какие-то сверх амбициозные планы, мы вышли к акционерам назначить нам 45 тысяч автомобилей, в том числе 6 тысяч экспорта", — сказал он.

Согласно прогнозу "Камаза", в 2021 году продажи компании вырастут до 44 тысяч грузовиков (+19% к 2020 году).

Когогин также акцентировал внимание на новом продукте "Камаза" — грузовике нового поколения K5. "На следующий год у нас амбициозные планы — К5 объемы 8 тысяч единиц. Нас очень сильно беспокоит как сработают поставщики, мы сами уже готовы к этой работе", — добавил он.

По прогнозу "Камаза", проблемы с поставками электронных компонентов — в мире и в РФ в частности — продлятся минимум до конца 2022 года.

ИНВЕСТПРОГРАММА

"Камаз" утвердил инвестпрограмму на 2022 год в размере 17 миллиардов рублей — это на 41,6% больше, чем было выделено на текущий год, сообщил Когогин. 

КАМАЗ

"АвтоВАЗ" планирует купить долю в поставщике компонентов "Камазу"

"Важный вопрос, что нас поддержали в инвестиционной программе акционеры, то есть мы на следующий год в планы поставили 17 миллиардов инвестиций", — сказал он.

Из них, в частности, на развитие модельного ряда будет направлено 12,6 миллиарда рублей, более 1 миллиарда рублей – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, уточнили в пресс-службе "Камаза".

В компании напомнили, что инвестпрограмма автопроизводителя на 2021 год составила 12 миллиардов рублей.

ВЫРУЧКА

"Камаз" намерен в 2022 году увеличить выручку по МСФО примерно на 8% относительно 2021 года — до 270 миллиардов рублей, сообщил Когогин.

Он также отметил, что по предварительным данным, выручка компании за 2021 год составит 250 миллиардов рублей (+15% к 2020 году).

"Выручка 270 миллиардов рублей", — сказал он, комментируя бизнес-план "Камаза" на 2022 год.

При этом выручка компании за 11 месяцев выросла на 12% к бизнес-плану и на 24% к аналогичному показателю прошлого года — до 234,7 миллиарда рублей.

"Это уже цифры, которые так приятно произносить стало, мы сначала стремились до 200 миллиардов дойти. Показатель EBITDA 19,3 миллиарда — это на 24% выше бизнес-плана и на 48% выше, чем в прошлом году", — отметил Когогин.

Цены на грузовики "Камаз" за 2021 год в среднем выросли на 9-11%, сообщил гендиректор.

"В этом году мы от 9 до 11% подняли цены, я не считаю, что это критически как-то", — сказал он.

Топ-менеджер также сообщил, что в 2022 году компания намерена индексировать цены на размер инфляции.

"Плановый рост цен будет обязательно, индексировать на уровень инфляции мы будем. Но сегодня я ничего не могу спрогнозировать, откуда мы знаем, как поведет себя наш поставщик. Конечно, мы боремся за себестоимость, аудируем их техпроцессы. Они — часть из них — могут вообще исчезнуть, придется делать что-то по обходным технологиям", — пояснил Когогин.

ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

Новый проект легкового электромобиля "Кама" будет презентован в первом квартале 2022 года, "Камаз" планирует войти в новый стартап, ориентировочно на 25%, сообщил Когогин. 

Колонна автомобилей КАМАЗ

Daimler AG вернула в свое прямое распоряжение 15% "Камаза"

При этом Когогин попросил не путать прототип камазовского электрокара "Кама-1" и проект "Кама". Речь идет о новой компании, которая займется разработкой и производством легковых электрокаров. Примерно в равных долях (по 360 миллионов рублей) в проект инвестировали лично Когогин и бизнесмен Рубен Варданян.

"Камаз" тоже рассчитывает войти в этот проект, это согласовано с нашими акционерами — ориентировочно на 25%",- добавил Когогин.

"Я верю, что те идеи, которые были заложены в "Каме-1" и проект "Кама" — это уже развитие этого продукта — имеют право на жизнь. Сейчас компания ведет работу с потенциальными инвесторами, презентует проект, я думаю, в первом квартале следующего года мы обязательно вас пригласим, сделаем презентацию", — сказал он.

При этом топ-менеджер отметил, что для производства "Камы" рассматривается строительство отдельного завода. "У нас ("Камаза" — ред.) нет мощностей под выпуск легковых автомобилей. Либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране (приобретение), либо будем формировать новой завод. Но я в роли инвестора выступаю в этом проекте, не управляющего", — пояснил Когогин.

ТРУДОУСТРОЙСТВО ОСУЖДЕННЫХ

"Камаз" рассматривает возможность трудоустройства заключенных на фоне дефицита рабочей силы, в целом предприятие в Набережных Челнах нуждается в четырех тысячах рабочих, сообщил Когогин.

"Если у нас на производстве работает 24 тысячи в Челнах, то у нас дефицит 4 тысячи человек. Да, мы занимаемся ростом производительности труда, количество автомобилей, выпускаемых на одного работника, растет, но всё равно. Мы решаем эти проблемы различными способами: через компании аутстафферов привлекаем, мы привезли первых мигрантов в этом году. У нас из Узбекистана работают 450 человек сегодня", — сказал он.

"Та программа, которую Федеральная служба исполнения наказаний развивает — мы тоже рассматриваем, как это сделать. С моей точки зрения, это не только практическая целесообразность, я вижу, что это социальный вопрос. Люди заключенные, которые живут в поселениях, получают возможность работать, а не заниматься черт знает чем. Это тоже направление прорабатываем", — пояснил Когогин.

При этом в пресс-службе компании уточнили, что частично эту потребность "Камаз" удовлетворил за счет аутстафферов и жителей других регионов (это порядка 3 тысяч человек). "То есть у нас сейчас нехватка конкретных людей около тысячи человек, 3 тысячи мы покрыли. Но проблема в целом такая, что в Набережных Челнах не хватает 4 тысяч человек", — пояснили в компании.

Когогин также отметил, что ситуация с рабочей силой в Набережных Челнах приводит к тому, что компания "убирает" из города неосновные бизнесы. "Вы же слышали, что мы в Казахстане строим два завода, общий объем инвестиций — 450 миллионов евро. То есть это 40 миллиардов инвестиций поехало туда. Понятно, что правительство Республики Казахстан создает для нас суперусловия: одним из пунктов наших договоренностей был персонал", — рассказал Когогин.

ФСИН России Александр Калашников предложил использовать заключенных там, где в России не хватает рабочей силы и куда приглашают трудовых мигрантов. По его словам, на замену наказания принудительными работами сейчас имеют право 188 тысяч человек. Вице-премьер России Марат Хуснуллин, комментируя эту инициативу, говорил, что сейчас прорабатывается вопрос о привлечении заключенных к работе на стройках. По его подсчетам, потенциально можно привлечь 180 тысяч заключенных, но только добровольно.

ВОДОРОБУСЫ ДЛЯ МОСКВЫ

Поставки автобусов, работающих на водороде, в Москву для тестовой эксплуатации начнутся в IV квартале 2022 года, заявил Когогин.

"Четвертый квартал, спешки никакой нет. Это же вопрос опробовать технологию. Конечно, мы будем сначала заниматься этим сами, полностью испытывать технику — и только потом отдадим "Мосгортрансу", — сказал он.

В сентябре "Камаз" сообщал, что в случае создания соответствующей заправочной инфраструктуры и спроса на новый вид экотранспорта со стороны Москвы предприятие организует финишную сборку водоробусов на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в столице, где уже собираются электробусы компании.

"Камаз" — крупнейший производитель грузовых автомобилей в России. Имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане и Индии. Основные акционеры автоконцерна — госкорпорация "Ростех" (49,9%), "Автоинвест" (23,54%) и Daimler Truck (15%). В 2020 году продажи компании на российском рынке выросли на 7,1% — до 32,7 тысячи грузовиков.