МОСКВА, 18 июл - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Во время встречи украинского президента Петра Порошенко с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым была достигнута договоренность о возрождении проекта Одесса – Броды.  "Проект Одесса – Броды будет восстановлен. Об этом мы договорились с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым", - написал с нескрываемым энтузиазмом Порошенко на своей странице в социальных сетях. Однако в условиях обострения конкуренции на нефтяном рынке невозможно сделать эффективным проект, который оказался провальным, поскольку приносил только убытки и никогда не использовался по прямому назначению. 

Труба в никуда

С самого начала проекту Одесса – Броды выпала черная метка. Трубопровод задумывался как альтернативный маршрут поставок каспийской нефти на Украину и далее в Европу, прежде всего в Польшу – на Плоцкий и Гданьский НПЗ – минуя территорию России. 

Строительство трубопровода, который соединил терминал Пiвденний (Южный) под Одессой с городом Броды во Львовской области, было завершено в 2001 году. Однако, "Укртранснафта" не смогла обеспечить его загрузку, несмотря на заверения европейцев об их заинтересованности в каспийской нефти, поставляемой по альтернативному маршруту. Создание нового экспортного маршрута тогдашний президент Украины Леонид Кучма объяснял национальными интересами и "многовекторностью политики" Киева. Строительство протяженностью 667 км и мощностью 14,5 млн т/г длилось 5 лет и обошлось Украине в $453 млн.  

Проект получил поддержку на Западе. Небезызвестная консалтинговая и аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) в 2003 году подготовила концепцию "бизнес-плана коммерциализации проекта Одесса - Броды", где давалось экономическое обоснование перспективности проекта. По убеждению экспертов PwC, Европе была необходима каспийская нефть, поставляемая по трубопроводу Одесса - Броды. Но отношение к "бизнес-плану" и выводам, сделанным PwC, было крайне скептическим. Восточноевропейские нефтепереработчики – прежде всего польские – не хотели покупать дорогую каспийскую нефть и терять прибыль. По данным ценового нефтяного агентства Argus (в 2003 году Petroleum Argus), каспийская нефть в Бродах стоила на $35/т дороже, чем российская Urals на пункте приема-сдачи "Адамова застава" на границе с Польшей. 

Несмотря на заверения официальной Варшавы о готовности дотянуть трубопровод до Плоцка, где расположен крупнейший польский НПЗ, дальше слов дело не пошло. Поляки не стали вкладываться в строительство участка Броды – Плоцк. Оказалось, что Украина построила трубу в никуда. 

Реверс для ТНК-ВР

После завершения строительства трубопровод долгое время не эксплуатировался. Компании, добывающие нефть в Азербайджане и Казахстане, упорно отказывались поставлять нефть через Украину. Киев был вынужден искать иные возможности, простой трубопровода приносил только убытки. По данным агентства FKG Ukraine, затраты на содержание составляли 32 млн гривен ежегодно (в 2003 году средний официальный курс Центрального банка Украины составил 5,33 гривны за доллар США).

Поставщик нашелся в России. Российско-британская компания ТНК-ВР выразила заинтересованность в эксплуатации трубопровода, но в реверсном режиме – из Броды в Одессу, откуда сырье можно было поставлять на рынки Средиземноморья. 18 августа 2004 года было подписано долгосрочное соглашение между Россией и Украиной. ТНК-ВР гарантировала прокачку 9 млн т/г, а также предоставила необходимый объем технической нефти для заполнения трубопровода в виде товарного кредита. При этом российская сторона брала на себя обязательство прекратить эксплуатацию трубопровода в реверсном режиме, если появятся желающие достроить трубопровод и осуществлять поставки в Европу. Желающих не нашлось, но из-за обострения отношений между Москвой и Киевом экспорт российской нефти в 2010 году по данному маршруту был прекращен.  

Украина не отказалась от проекта, но попытки организовать поставки сырья в Чехию и Белоруссию по маршруту Одесса – Броды, приносили только убытки. "Укртранснафта" возлагала надежды на растущие экспортные потоки и ограниченную пропускную способность турецких проливов – Босфора и Дарданеллы - но и они оказались напрасными. По оценкам экспертов, пропускная способность проливов составляет 160 млн т нефти и нефтепродуктов в год, а грузопоток даже в долгосрочной перспективе не превысит 100 млн т/г. Строительство новых экспортных нефтепроводов – БТС (Балтийская трубопроводная система), БТС-2, ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан) – позволило перенаправлять экспортные потоки на Северо-Запад Европы и Дальний Восток. 

Перспективы во мгле

Простояв без нефти более 5 лет, трубопровод Одесса – Броды снова должен возродиться, считают в Киеве и Баку. Заинтересованность Киева очевидна, поскольку поддержание трубопровода в рабочем состоянии приносит только убытки. Труба скоро может превратиться в металлолом, закопанный в землю. Простаивает также терминал Пiвденний. Киев всеми путями стремится повысить свою значимость в "обеспечении энергетической безопасности ЕС". А в чем интерес Баку? 

Логистика поставок нефти в Европу из Азербайджана через Украину очень сложная. Сначала требуется прокачать нефть из Баку в грузинский порт Супса, погрузить на танкеры и доставить на терминал Пiвденний, далее сырье поступает в Броды, затем необходимо обеспечить транспортировку по железной дороге на польские НПЗ. Кроме того, придется увеличить пропускную способность трубопровода Баку – Супса мощностью 7 млн т/г, поскольку для загрузки Одесса – Броды требуется минимум 9 млн т/г. Очевидно, что транспортные издержки будут очень велики, что делает данный маршрут неконкурентоспособным по сравнению с поставками российской Urals по трубопроводу "Дружба" и даже с ближневосточной нефтью, поступающей в Гданьск по морю. 

Кроме того, кто обеспечит финансирование строительства участка Броды – Полоцк? Польская сторона не выражает в этом заинтересованности. Финансирование могли бы обеспечить структуры ЕС, но пойдут ли они на это при отсутствии гарантий загрузки трубопровода? 

Азербайджан вступает в игру

Во время встречи с украинским президентом Алиев заявил: "Дано поручение, чтобы возродить этот проект (Одесса – Броды – ред.) потому, что Азербайджан поставляет на европейский рынок очень большие объемы своей нефти и становится транзитной страной для государств, расположенных на восточном побережье Каспийского моря. Поэтому возобновление этого проекта создает хорошие возможности". 

Однако Алиев ничего не сказал о готовности Азербайджана предоставить свою нефть для загрузки трубопровода и профинансировать строительство участка Броды – Плоцк. В 2003 году объем инвестиций, необходимых для строительства данного участка, оценивался в $500 млн. Кроме того, необходимо обеспечить заполнение трубопровода технической нефть в объеме 450 тысяч тонн. Нефть, которая в нем находилась, давно разворована. Если трубопровод дотянут до Плоцка, потребуется свыше 780 тыс тонн. 

Кроме того, у Азербайджана другие приоритеты. Необходимо обеспечить финансирование другого проекта – "Южный газовый коридор" (ЮГК). Общая стоимость проекта оценивается в $40 млрд, доля Баку – $13 млрд. Сейчас активно ведутся переговоры с международными финансовыми организациям о займе в $5 млрд. В условиях низких цен на нефть Азербайджану необходимо выйти на газовый рынок Южной Европы, куда планируется поставлять по ЮГК 10 млрд куб. м/г. 

Кто даст нефть для Одесса – Броды?

Непонятно, какое сырье Азербайджан готов направить в Одессу – Броды. Добыча в стране последние годы снижается. После 2010 года, когда был достигнут максимальный уровень добычи - свыше 50 млн тонн - началось падение, которое продолжается по сей день. Даже высокие цены на нефть в 2011-14 гг не привели к изменению ситуации в лучшую сторону.  

По данным Государственно комитета по статистике Азербайджана, в прошлом году добыча в стране составила 41,69 млн тонн нефти и газового конденсата – на 0,8% меньше, чем в 2014 году. Большая часть нефти Азербайджана добывается на шельфе Каспия – группа месторождений Азери – Чираг – Гюнешли. Разработку ведет международный консорциум во главе с ВР. Добытое сырье экспортируется по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан мощностью 1,2 млн барр./сут. (около 60 млн т/г), который никогда не был загружен полностью. Джейхан – глубоководный морской порт в Турции, способный принимать супертанкеры типа VLCC, что позволяет максимально сократить транспортные издержки и доставлять сырье потребителям по всему миру. По этой причине компании-участники консорциума никогда не согласятся перенаправить экспортные потоки из Джейхана в Одессу.

Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР) самостоятельно и совместно с иностранными партнерами также добывает нефть, которой может распоряжаться по своему усмотрению. Однако, производство компании – как и в стране – падает. По официальным данным ГНКАР, в январе – мае этого года компания сократила добычу на 8,7% по сравнению с тем же периодом 2015 года – до 3,16 млн т. Всего в прошлом году добыча ГНКАР составила 8,16 млн тонн. Азербайджан мог бы направить эти объемы в Европу транзитом через Украину, если готов оставить без сырья собственные два НПЗ, совокупная мощность которых достигает 16 млн т/г. Для ГНКАР гораздо выгоднее поставлять на международный рынок – в том числе на Украину – товарную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, а не сырье. 

Другим потенциальным поставщиком является Казахстан. Однако, добыча углеводородов в стране также снижается. В первом полугодии 2016 года производство нефти и конденсата сократилось на 2,4% и 9,9% соответственно, составив 32,98 млн тонн. По мнению министра энергетики Казахстана Владимира Школьника, в этом году добыча может упасть до 77 млн тонн. Максимальный объем производства нефти и конденсата в Казахстане был достигнут в 2013 году – 81,8 млн тонн. 

Нефтедобывающие компании, работающие в Казахстане, имеют отлаженные экспортные маршруты, которые проходят, в основном, по территории России. Казахстанская нефть отгружается зарубежным потребителям в Усть-Луге, Новороссийске и по трубопроводу "Дружба" доставляется в Германию. Кроме того, есть возможность осуществлять поставки в восточном направлении - по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу в Китай.

Заявления лидеров Украины и Баку о возрождении трубопровода Одессы – Броды выглядят экономически необоснованными. Невозможно найти инвесторов и поставщиков для нерентабельной транзитной трубы через Украину в условиях жесткой конкуренции на нефтяном рынке. Проект Одесса – Броды оказался провальным и возродиться может только в виртуальном пространстве – на личной страничке Порошенко.