МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ. Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), переработавшие свыше 600 тысяч тонн нефти в 2017 году, выражают заинтересованность в модернизации, сообщил директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов журналистам в кулуарах Российской энергетической недели.

"Эти соглашения дают возможность организациям, которые готовы инвестировать в модернизацию, получить возвратный акциз. Если они его получат, заключат соглашение до конца года или, как в законе прописано, до июля 2019 года, то они будут его получать, даже не поставляя бензин на внутренний рынок, и будут продолжать деятельность, получая отрицательный акциз. Мы просто пока не знаем, кто к нам придет, но компании озвучивают на совещаниях, и я так понимаю, что все, кто перерабатывал более 600 тысяч тонн в 2017 году, они все заинтересованы в продолжении модернизации", — сказал он.

Рубцов отметил, что пока, до заключения таких соглашений, говорить о рисках для отрасли рано. "Мы пока не знаем, кто к нам придет за этими соглашениями, и потом будем актуализировать планы и понимать, что произойдет с объемом нефтепереработки", — сказал он.

Рубцов добавил, что сейчас разрабатываются подзаконные акты для заключения соглашений для модернизации заводов в рамках закона о завершении налогового маневра. Так, готовится ведомственный приказ, который утвердит порядок заключения соглашений. ФАС разрабатывает нормативные акты, регулирующие вопросы расчета нетбэка и оптовую среднюю цену в формуле. Минэнерго уже сейчас наделено полномочиями на заключение инвестиционных соглашений о модернизации производства.

Президент РФ Владимир Путин в августе подписал пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. В целом маневр предусматривает, что экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет.

Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный к нему демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта нефтепродуктов. По общему правилу, обратный акциз смогут получить российские переработчики нефти, которые производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса и поставляют на внутренний рынок не менее 10% произведенного объема. Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они вовсе не производят топливо для внутреннего рынка.

НПЗ, осуществляющие модернизацию, смогут получить обратный акциз на нефть и отсрочку до 2024 года по обязательствам поставки на внутренний рынок не менее 10% произведенного автобензина пятого класса. Требование об обязательных поставках не будет распространяться на заводы, ранее заключившие четырехсторонние соглашения, не предусматривающие производство такого бензина, при условии их модернизации. НПЗ, которые пока не производят бензин в требуемом объеме, смогут заключить соглашения о модернизации при условии переработки не менее 600 тысяч тонн нефти в 2017 году.