МОСКВА, 6 апр — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. "Газпром" среагировал на гипотетическую угрозу национализации активов в Германии и предпринял превентивные шаги, отказавшись от управления своим немецким подразделением, Gazprom Germania. Управление активами переходит к федеральным властям в Берлине. Что это означает, разбирался "Прайм".
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПО-НЕМЕЦКИ
Власти Германии берут под контроль местное подразделение "Газпрома", Gazprom Germania Gmbh, объясняя это стремлением обеспечить безопасность поставок природного газа.
Одно из подразделений филиала, Astora GmbH, выполняет роль оператора крупнейшего в стране подземного хранилища газа (ПХГ) емкостью 4,2 млрд кубометров, Reden, расположенного в земле Нижняя Саксония (ключевого с точки зрения энергетической безопасности ФРГ).
Ранее, 31 марта, немецкая газета Handelsblatt сообщила со ссылкой на источники в правительстве, что федеральные власти обдумывают национализацию немецких дочерних компаний "Газпрома" и "Роснефти", опасаясь возможного прекращения поставок энергоносителей из России. "Газпром" отреагировал решением отозвать своих представителей из органов управления Gazprom Germania, о чем сообщил в своем официальном телеграм-канале, уточнив, что эта немецкая компания наряду с Gazprom Marketing & Trading Ltd должна прекратить использование товарных знаков российского холдинга, чтобы не отождествляться с ним.
Запасы в ПХГ Reden на момент решения "Газпрома" составляли менее 1%.
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек, занимающий также пост министра экономики, заявил о передаче Gazprom Germania, владельца поставщика энергии Wingas GmbH и компании, занимающейся хранением природного газа, до 30 сентября во временное попечительное управление Федерального сетевого агентства страны (Bundesnetzagentur; BNetzA), пояснив, что "Газпром" вышел из немецкой "дочки" без одобрения правительства страны, нарушив ее закон о внешней торговле.
"Мы не допустим, чтобы энергетическая инфраструктура ФРГ подвергалась произвольным решениям Кремля", — заявил чиновник.
Согласно новой энергетической концепции, немецкий энергетический регулятор возьмет на себя роль акционера Gazprom Germania и примет необходимые меры для обеспечения безопасности снабжения потребителей природным газом. Прежние акционеры лишаются права голоса.
СВЯЗИ ОБРЫВАЮТСЯ
Британский филиал российского экспортера, Gazprom Energy (обеспечивает пятую часть поставок природного газа в Великобритании; снабжает энергоносителем более чем 100 тысяч объектов в Великобритании, Франции и Нидерландах), заявил, что решение властей Германию делает их фактическим владельцем Gazprom Germania и всех ее дочерних структур. И заверил, что передача управления филиалом властям ФРГ не вызовет негативных последствий, в том числе финансовых.
Власти Германии заверяют, что "правительство в конечном итоге не станет владельцем компании, как минимум на данный момент такая перспектива не рассматривается". Однако российские отраслевые эксперты указывают, что в сущности происходит именно национализация активов Gazprom Germania (даже если эта мера носит временный характер). И соглашаются, что теперь вместо "Газпрома" гарантировать поставки энергоносителя и пополнение его запасов должно будет федеральное правительство в Берлине.
СИТУАЦИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ УХУДШАЕТСЯ
При этом глава МИД Германии Анналена Бербок в эфире немецкого телеканала Tagesschau высказалась против запрета на поставки российского газа, признав, что введение эмбарго не остановит развитие кризиса на Украине.
Однако руководитель внешнеполитического ведомства Германии подтвердила курс на полный отказ от поставляемых из России углеводородов, уточнив, что этот вопрос будет дискутироваться в Брюсселе в ближайшие дни.
В свою очередь, президент России Владимир Путин 5 апреля заявил, что из-за давления на "Газпром" в некоторых европейских странах ухудшается ситуация в энергетическом секторе.
Президент указал на попытки "западных партнеров" списать их собственные ошибки в экономической политике за счет России.
"Более того, уже слышим и заявления официальных лиц о возможной национализации наших некоторых активов. Так мы далеко зайдем. Пусть никто не забывает, что это обоюдоострое оружие", — заявил он.
Таким образом, внешнеполитические и внешнеэкономические противоречия между Москвой и Берлином, Москвой и Брюсселем окончательно перешли в плоскость конкретных решительных действий в сфере поставок природного газа, и изменение схемы оплаты поставляемых из России объемов — это не единственная возможная мера.
Трудно сказать наверняка, какие именно новые шаги стороны предпримут в дальнейшем. Но совершенно очевидно, что сейчас, в условиях отсутствия у Европы каких-либо перспектив заместить природный газ из России в краткосрочной перспективе без угрозы остановки значительной части промышленности, такое развитие событий способно сделать вполне реальной угрозу деиндустриализации, о которой уже не раз говорили эксперты. И российский лидер дал понять, что Москва полна решимости обострять ситуацию, что в нынешнем положении чревато наибольшими рисками именно для европейских партнеров.