https://1prime.ru/20240112/842775008.html
Неожиданный поворот: российскую нефть снова покупают США и не только они
Неожиданный поворот: российскую нефть снова покупают США и не только они - 27.02.2024, ПРАЙМ
Неожиданный поворот: российскую нефть снова покупают США и не только они
Россия продолжит менять географию нефтяных поставок в новом году. Какие направления окажутся более востребованными, а где ждать спада, читайте в материале... | 27.02.2024, ПРАЙМ
2024-01-12T06:06+0300
2024-01-12T06:06+0300
2024-02-27T12:13+0300
статья
нефть
энергетика
эксклюзив
нефтяной рынок
поставки нефти
запрет на экспорт нефти
https://cdnn.1prime.ru/img/84146/53/841465372_0:320:3071:2047_1920x0_80_0_0_c11215a5ba96d9468f9294dd3996a108.jpg
МОСКВА, 12 янв — ПРАЙМ, Роман Серов. Россия продолжит менять географию нефтяных поставок в новом году. Какие направления окажутся более востребованными, а где ждать спада, читайте в материале "Прайм".США возобновили импорт нефти из России после полуторагодового перерыва. Как следует из анализа данных американской статистики, проведенного РИА Новости, в октябре прошлого года страна импортировала почти 37 тысяч баррелей российской нефти, а в ноябре приобрела еще около 10 тысяч баррелей.До этого последнюю партию США закупили в апреле 2022 года. Затем в рамках ужесточения санкций отказались от покупок, за ними последовали другие страны Запада. За прошедшее с этого момента время стало очевидно — Россия смогла адаптироваться к ограничениям. Объемы поставок переориентировали на Азию, дружественные и нейтральные страны. Ведут переговоры о сделках с государствами Африки и Латинской Америки.Кому нужна российская нефтьОсновным рынком сбыта для российской нефти (как и остальных энергоносителей) всегда была Европа. Именно на ее долю приходилась половина поставок. Азиатские рынки подключились позже, но сотрудничество развивалось ускоренными темпами. Уже в 2021 году Китай и Республика Корея вместе потребляли до 40 процентов российского нефтяного экспорта. Остальное делили между собой другие страны, среди которых на США приходилось не более 3-4 процентов.Но даже с учетом этого те без малого 50 тысяч баррелей, которые закупили Штаты прошлой осенью — очень незначительные объемы. Для сравнения, ежесуточный российский экспорт нефти и нефтепродуктов — более 7 миллионов баррелей. Раньше закупки объяснялись тем, что определенные НПЗ работают только с тяжелыми сортами нефти. Основной объем ее поставок приходится на Венесуэлу, Иран и Россию. И все они — вот это совпадение — находятся под американскими санкциями.Но так или иначе, за полтора года санкций США нашли, у кого закупать любые нужные им сорта в любых объемах. Поэтому данные статистики можно объяснить либо техническим сбоем, либо случайно возникшей пересортицей, либо контрабандой. Особенно интригует версия о том, что это технические закупки, чтобы проверить соблюдение ограничений.Поставки в Африку и Латинскую Америку традиционно невелики — в этих регионах есть своя нефть, так что речь идет в основном о штучных контрактах. Так, в декабре 2023 года Россия поставила в Бразилию рекордное количество нефтепродуктов — полтора миллиона тонн. Ранее "Роснефть" участвовала в проектах в Венесуэле, но затем вышла из этого бизнеса.В страны Африки в прошлом году могло уйти 18-20 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов (по оценке Минэнерго РФ). Дальнейший рост зависит от платежеспособности местных потребителей и желания российских компаний инвестировать в инфраструктуру, а также от политической ситуации.Друзья старые и новыеСанкции Запада существенно изменили географию российских поставок, но не привели к их значительному сокращению. Более того, в 2023 году Россия второй год подряд наращивала бурение нефтяных скважин. Основные грузопотоки были направлены в дружественные или нейтральные страны еще до ввода в действие эмбарго Запада. Ключевыми потребителями стали Китай, Индия и Турция."Китай приобретает, в основном, премиальную нефть сорта ВСТО, а также Urals. Индия в 2023 году преимущественно закупала нефть сорта Urals из портов Новороссийск, Приморск, Усть-Луга, а также арктическую нефть из порта Мурманск и нефть сорта ВСТО из порта Козьмино", — пояснила доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова.Среди традиционных импортеров российских нефтепродуктов следует отметить Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Саудовскую Аравию, Марокко, Ирак, Алжир, Тунис, Ливию, Грузию, Гану, Того. В числе новых покупателей российской нефти — Пакистан, в ноябре 2023 года он получил первую партию российской нефти в порту Карачи.Спрос определит предложениеВ перспективе 2024 года маршруты и объем поставок во многом зависят от договоренностей ОПЕК+. В первом квартале добыча должна сокращаться. А затем все зависит от спроса. Если оправдается прогноз его роста на более чем два миллиона баррелей в сутки, то от сокращения добычи и поставок перейдут к увеличению, в том числе, это коснется и России.Основным направлением останется Азия — Китай и Индия. Именно там ожидается основной интерес. "Так, в Индии в 2023 спрос вырос больше, чем в США и Европе вместе взятых. Поставки туда вдвое превышали объем, который мы поставляли в Болгарию в лучшие годы", — говорит замгендиректора Института национальной энергетики, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Александр Фролов.Поставки в Европу сократятся, но избирательно. Так, упомянутая Болгария намерена досрочно отказаться от импорта российской нефти, на который пока действует временное разрешение. "Но это примерно 125 тысяч баррелей в сутки. Для сравнения, объем поставок в Азию — 3 — 3,5 миллионов баррелей в сутки", — пояснил Фролов. Венгрия, Словакия и отчасти Чехия продолжат покупать российскую нефть.Радикально новых маршрутов в текущем году не появится. "На всех направлениях — Азия, Африка, Латинская Америка — Россия работает не первый год, и события 2022-го лишь ускорили процесс дифференциации поставок", — полагает Фролов.Санкции и их обходПараллельно будут нарастать санкции — в этом уже мало кто сомневается. Из свежих предложений выделяется давление на Данию, которой Евросоюз предложил проверять и блокировать танкеры с нефтью из России без западной страховки."Теоретически такое действие могло бы снизить объемы российских поставок. Из портов Балтийского моря экспортируется порядка 1,5 миллионов баррелей в сутки. Это ключевой логистический путь. Без него у России остаются только порты на Дальнем Востоке и Мурманске", — напомнил управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин.Однако введение подобных санкций приведет к тому, что стоимость нефти на международных рынках подскочит равноценно выбывшим объемам поставок. Динамика будет сравнима с той, что наблюдалась в 2022 году при введении первоначального эмбарго.Это не выгодно в первую очередь США, где осенью текущего года пройдут президентские выборы. Действующей администрации будет сложно удержаться, если бензин продолжит дорожать, а это при росте цен на нефть неизбежно. Поэтому акцент будет смещен на соблюдение уже действующих ограничений.Дальнейшее ужесточение санкций, как и контроля над их исполнением приведет к совершенствованию методик обхода. Российские нефтеналивные грузы традиционно востребованы на мировых рынках, основные импортеры уже сформировали в своих портах распределительные хабы, которые до ввода в действие эмбарго располагались в зоне Евросоюза. В этой связи можно ожидать увеличения грузооборотов и дальнейшего укрепления торговых отношений, прежде всего, с дружественными для России странами, полагает Сафонова. При усилении давления поставки уйдут еще дальше в тень.
https://1prime.ru/20231227/842678144.html
https://1prime.ru/20231116/842278018.html
https://1prime.ru/20231224/842642961.html
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Роман Серов
https://cdnn.1prime.ru/img/77666/85/776668539_408:0:1500:1092_100x100_80_0_0_e9d63f36d0f57b7385adb2a5465f790b.jpg
Роман Серов
https://cdnn.1prime.ru/img/77666/85/776668539_408:0:1500:1092_100x100_80_0_0_e9d63f36d0f57b7385adb2a5465f790b.jpg
Новости
ru-RU
https://1prime.ru/docs/about/copyright.html
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn.1prime.ru/img/84146/53/841465372_177:0:2906:2047_1920x0_80_0_0_8c549da9ff0a1d7205ae39e5f729fd24.jpgПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Роман Серов
https://cdnn.1prime.ru/img/77666/85/776668539_408:0:1500:1092_100x100_80_0_0_e9d63f36d0f57b7385adb2a5465f790b.jpg
нефть, эксклюзив, нефтяной рынок, поставки нефти, запрет на экспорт нефти
Статья, Нефть, Энергетика, Эксклюзив, нефтяной рынок, поставки нефти, запрет на экспорт нефти
МОСКВА, 12 янв — ПРАЙМ, Роман Серов. Россия продолжит менять географию нефтяных поставок в новом году. Какие направления окажутся более востребованными, а где ждать спада, читайте в материале "Прайм".
"Смирительная рубашка". Европу ждет еще одно испытание в 2024 году США возобновили импорт нефти из России после полуторагодового перерыва. Как следует из анализа данных американской статистики, проведенного РИА Новости, в октябре прошлого года страна импортировала почти 37 тысяч баррелей российской нефти, а в ноябре приобрела еще около 10 тысяч баррелей.
До этого последнюю партию США закупили в апреле 2022 года. Затем в рамках ужесточения санкций отказались от покупок, за ними последовали другие страны Запада. За прошедшее с этого момента время стало очевидно — Россия смогла адаптироваться к ограничениям. Объемы поставок переориентировали на Азию, дружественные и нейтральные страны. Ведут переговоры о сделках с государствами Африки и Латинской Америки.
Кому нужна российская нефть
Основным рынком сбыта для российской нефти (как и остальных энергоносителей) всегда была Европа. Именно на ее долю приходилась половина поставок. Азиатские рынки подключились позже, но сотрудничество развивалось ускоренными темпами. Уже в 2021 году Китай и Республика Корея вместе потребляли до 40 процентов российского нефтяного экспорта. Остальное делили между собой другие страны, среди которых на США приходилось не более 3-4 процентов.
Но даже с учетом этого те без малого 50 тысяч баррелей, которые закупили Штаты прошлой осенью — очень незначительные объемы. Для сравнения, ежесуточный российский экспорт нефти и нефтепродуктов — более 7 миллионов баррелей. Раньше закупки объяснялись тем, что определенные НПЗ работают только с тяжелыми сортами нефти. Основной объем ее поставок приходится на Венесуэлу, Иран и Россию. И все они — вот это совпадение — находятся под американскими санкциями.
Но так или иначе, за полтора года санкций США нашли, у кого закупать любые нужные им сорта в любых объемах. Поэтому данные статистики можно объяснить либо техническим сбоем, либо случайно возникшей пересортицей, либо контрабандой. Особенно интригует версия о том, что это технические закупки, чтобы проверить соблюдение ограничений.
Поставки в Африку и Латинскую Америку традиционно невелики — в этих регионах есть своя нефть, так что речь идет в основном о штучных контрактах. Так, в декабре 2023 года Россия поставила в Бразилию рекордное количество нефтепродуктов — полтора миллиона тонн. Ранее "Роснефть" участвовала в проектах в Венесуэле, но затем вышла из этого бизнеса.
В страны Африки в прошлом году могло уйти 18-20 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов (по оценке Минэнерго РФ). Дальнейший рост зависит от платежеспособности местных потребителей и желания российских компаний инвестировать в инфраструктуру, а также от политической ситуации.
Санкции Запада существенно изменили географию российских поставок, но не привели к их значительному сокращению. Более того, в 2023 году Россия второй год подряд наращивала бурение нефтяных скважин. Основные грузопотоки были направлены в дружественные или нейтральные страны еще до ввода в действие эмбарго Запада. Ключевыми потребителями стали Китай, Индия и Турция.
Западу приготовиться: Россия расширяет географию поставок нефти "Китай приобретает, в основном, премиальную нефть сорта ВСТО, а также Urals. Индия в 2023 году преимущественно закупала нефть сорта Urals из портов Новороссийск, Приморск, Усть-Луга, а также арктическую нефть из порта Мурманск и нефть сорта ВСТО из порта Козьмино", — пояснила доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова.
Среди традиционных импортеров российских нефтепродуктов следует отметить Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Саудовскую Аравию, Марокко, Ирак, Алжир, Тунис, Ливию, Грузию, Гану, Того. В числе новых покупателей российской нефти — Пакистан, в ноябре 2023 года он получил первую партию российской нефти в порту Карачи.
Спрос определит предложение
В перспективе 2024 года маршруты и объем поставок во многом зависят от договоренностей ОПЕК+. В первом квартале добыча должна сокращаться. А затем все зависит от спроса. Если оправдается прогноз его роста на более чем два миллиона баррелей в сутки, то от сокращения добычи и поставок перейдут к увеличению, в том числе, это коснется и России.
Основным направлением останется Азия — Китай и Индия. Именно там ожидается основной интерес. "Так, в Индии в 2023 спрос вырос больше, чем в США и Европе вместе взятых. Поставки туда вдвое превышали объем, который мы поставляли в Болгарию в лучшие годы", — говорит замгендиректора Института национальной энергетики, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Александр Фролов.
Поставки в Европу сократятся, но избирательно. Так, упомянутая Болгария намерена досрочно отказаться от импорта российской нефти, на который пока действует временное разрешение. "Но это примерно 125 тысяч баррелей в сутки. Для сравнения, объем поставок в Азию — 3 — 3,5 миллионов баррелей в сутки", — пояснил Фролов. Венгрия, Словакия и отчасти Чехия продолжат покупать российскую нефть.
Радикально новых маршрутов в текущем году не появится. "На всех направлениях — Азия, Африка, Латинская Америка — Россия работает не первый год, и события 2022-го лишь ускорили процесс дифференциации поставок", — полагает Фролов.
Параллельно будут нарастать санкции — в этом уже мало кто сомневается. Из свежих предложений выделяется давление на Данию, которой Евросоюз предложил проверять и блокировать танкеры с нефтью из России без западной страховки.
Все по сто. Почему даже дорогая нефть не поможет рублю в 2024 году "Теоретически такое действие могло бы снизить объемы российских поставок. Из портов Балтийского моря экспортируется порядка 1,5 миллионов баррелей в сутки. Это ключевой логистический путь. Без него у России остаются только порты на Дальнем Востоке и Мурманске", — напомнил управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин.
Однако введение подобных санкций приведет к тому, что стоимость нефти на международных рынках подскочит равноценно выбывшим объемам поставок. Динамика будет сравнима с той, что наблюдалась в 2022 году при введении первоначального эмбарго.
Это не выгодно в первую очередь США, где осенью текущего года пройдут президентские выборы. Действующей администрации будет сложно удержаться, если бензин продолжит дорожать, а это при росте цен на нефть неизбежно. Поэтому акцент будет смещен на соблюдение уже действующих ограничений.
Дальнейшее ужесточение санкций, как и контроля над их исполнением приведет к совершенствованию методик обхода. Российские нефтеналивные грузы традиционно востребованы на мировых рынках, основные импортеры уже сформировали в своих портах распределительные хабы, которые до ввода в действие эмбарго располагались в зоне Евросоюза. В этой связи можно ожидать увеличения грузооборотов и дальнейшего укрепления торговых отношений, прежде всего, с дружественными для России странами, полагает Сафонова. При усилении давления поставки уйдут еще дальше в тень.