Вчера после закрытия биржевых торгов Сбербанк объявил о намерении купить 46,5% акций Rambler Group. Сделка коснется исключительно цифровых активов Rambler, включая второй по величине в России онлайн-кинотеатр Okko и еще 30 популярных ресурсов и сервисов Рунета, таких как Afisha.ru, Championat.ru, Rambler.ru и Рамблер.Касса. Аудитория этих сервисов насчитывает 56 млн уникальных пользователей в месяц и свыше 9 млн уникальных пользователей в день.

Инвестированные средства будут направлены на полное погашение долговых обязательств Rambler Group и развитие цифровых сервисов, которые будут интегрированы в экосистему Сбербанка. Сделку планируется завершить в 3к19 после согласования с регулирующими органами. 

Данное объявление подтверждает информацию, которая ранее появилась в СМИ. Мы считаем, что эта сделка логично вписывается в стратегию Сбербанка по развитию экосистемы, включающей нефинансовые активы. Основной целью такой стратегии, на наш взгляд, является укрепление лояльности активных клиентов, которых на сегодняшний день у Сбербанка насчитывается 95 млн чел. В этом смысле приобретение активов Rambler, как мы полагаем, следует рассматривать не как фактор увеличения прибыли, а как возможность для повышения лояльности клиентов.

Покупка доли в Rambler – не первая инвестиция в развитие экосистемы Сбербанка. Ранее в прессе сообщалось о том, что СП Сбербанка и Яндекса, работающее в сфере электронной коммерции, заинтересовано в покупке розничной сети О’Кей, логистическая инфраструктура которой будет использована в качестве базы для маркетплейса Беру. Если эта сделка состоится, то с учетом покупки акций Rambler общий размер инвестиций Сбербанка в развитие экосистемы может достичь 75 млрд руб. (9% чистой прибыли за 2018 г.).

Между тем нынешние усилия Сбербанка по приобретению активов напоминают нам об опыте 2011–2012 гг., когда излишки капитала были потрачены на покупку инвестиционной компании Тройка Диалог и расширение международного бизнеса. Мы полагаем, что, как и тогда, участники рынка скептически воспримут нынешний подход Сбербанка к распределению капитала, особенно с учетом более низких, чем ожидалось, дивидендов за 2018 г.