Ozon отказался от доставки товаров в постаматы партнеров. Как заявляют в компании, это сделано, чтобы избежать размывания бренда, а также упростить навигацию для клиентов и улучшить клиентский опыт в ситуации, когда из-за быстрого развития постаматных сетей, точки разных компаний часто оказываются расположены рядом друг с другом. На конец 2019 г. у Ozon было 16 700 собственных постаматов и пунктов выдачи товаров.

Наш комментарий: В 2019 г. оборот онлайн-ритейла в России вырос на 30% г/г, а его вклад в суммарный оборот розничной торговли достиг 5% (+80 бп г/г). По нашим оценкам, Ozon с оборотом 81 млрд руб. и долей 4% является третьим по величине игроком этого рынка. В условиях быстрого роста и перспектив консолидации данного направления торговли Ozon является важным клиентом для провайдеров услуг доставки, и его решение отказаться от услуг партнеров наверняка приведет к снижению загрузки постаматов и вызовет новый раунд поиска клиентов.

По состоянию на декабрь X5 Retail Group располагала сетью из 8 000 пунктов выдачи товаров. Среднесрочные планы компании предусматривают увеличение их числа до 10 100 единиц, что, согласно нашим расчетам, предполагает покрытие примерно половины всех магазинов сети. X5 Retail Group развивает данное направление в партнерстве с Ozon, а также через СП с Pickpoint и Совкомбанком. Развитие данной платформы в основном строится на основе отношений с непродовольственными онлайн-ритейлерами, и мы ожидаем от компании комментариев относительно потенциальной корректировки ее стратегии, в том числе в части поиска клиентов. Стратегия X5 предполагает, что к 2029 г. новые виды бизнеса будут генерировать 20% выручки компании, и в этом отношении онлайн-торговля и смежные с ней направления играют, на наш взгляд, ключевую роль.