Рейтинг@Mail.ru
"Яндекс" поможет банкам оценить качество заемщиков - 01.03.2024, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

"Яндекс" поможет банкам оценить качество заемщиков

Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 23 дек — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Сервисы, которые "Яндекс" может предложить банкам в оценке заемщиков, весьма интересны, их использование перспективно, но лишь как дополнительный источник информации, уверены опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Для более полной картины необходим целый спектр данных — начиная от анализа расходов по банковским картам и заканчивая статистикой таможенных служб.

Компания "Яндекс" совместно с двумя крупнейшими кредитными бюро — Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и бюро кредитных историй "Эквифакс" — запустила проект по оценке кредитоспособности физических лиц. Как пишет РБК, скоринговый балл заемщика может оцениваться при помощи данных, которые собирает "Яндекс" на всех своих ресурсах, таких как поисковик, браузер, сервисы для перевода денег и покупки товаров, поиска работы, заказа такси или еды и другое. Всего при анализе учитывается свыше тысячи показателей.

Сам "Яндекс" не раскрывает, какая именно информация о пользователях используется для построения скоринговой модели. Обезличенные данные пользователей обрабатываются алгоритмами в автоматическом режиме. По итогам анализа получается результат оценки, который добавляется к информации, уже имеющейся у БКИ — о выданных займах, платежах и кредитной нагрузке граждан. Как подтвердили изданию в ОКБ, данная скоринговая модель способна дать оценку более чем 95% заемщиков.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕРВИС

Сервис выглядит перспективным, т.к. он позволяет банку точнее оценить риск клиента, считают в пресс-службе "Альфа Банка". "В любом случае, чем больше данных, тем точнее скоринг. Данный сервис позволяет банку получить итоговый скоринговый балл, рассчитанный на основе данных "Яндекса" и кредитной истории клиента из БКИ, при этом сама кредитная история банку не передается", — отметили в пресс-службе.

"Яндекс" аккумулирует огромный объем информации по частным лицам, многие из которых обращаются за кредитами. Безусловно, информацию от IT-компании по потенциальным заемщикам можно рассматривать лишь как дополнительную, более весомые факторы останутся прежними — в первую очередь, это кредитная история человека", — говорит инвестиционный стратег "БКС Премьер" Светлана Кордо. 

%П/к председателя Банка России Э. Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров
ЦБ РФ считает необходимым ввести контроль долговой нагрузки при выдаче ипотеки

Полагаем, что в первую очередь в случае с "Яндексом" интересна будет информация по платежам, в том числе их периодичности и объемам. Скажем, если человек активно пользуется такси премиального класса и заказывает еду в ресторанах с высоким среднем чеком, это характеризует его уровень дохода. Но если при этом банк видит, что у этого человека огромная кредитная нагрузка, то факт "транжирства" может сыграть и не в пользу заемщика при принятии решения, пояснила она.

Также немаловажной может стать информация о поиске работы, как известно, справка с места работы не является 100-процентной гарантией для банка, что человек действительно трудоустроен. Активные запросы, связанные с поиском работы, могут свидетельствовать о потенциальной нестабильности дохода.

НЕ "ЯНДЕКСОМ" ЕДИНЫМ

Любая дополнительная информация также может иметь значение, недаром во внимание банками принимается даже информация из соцсетей. В этой ситуации сервисы, предлагаемые "Яндексом", вполне могут добавить банкам объективности при оценки достаточно большой группы заемщиков, полагает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. 

"Но не будем забывать, что далеко не все сервисы "Яндекса" предполагают расходы пользователей. Есть и бесплатные, например, "Яндекс.Погода", навигатор и т.п. Кроме того, много людей – притом, весьма состоятельных – используют только поиск. По большому счету, банки обладают куда более достоверной информацией. Они могут оценить расходы по платежам с карт, к примеру", — указал он. 

В целом необходима мультиканальная система, предполагающая совокупность источников информации. Например, анализ данных таможенных служб для выезжающих за рубеж позволяет оценить сроки и направления поездок, полагают эксперты. По их оценке, платежеспособные заемщики никак не пострадают от получения банками этой дополнительной информации, ее вес в принятии итогового решения вряд ли превысит 5-10%. А вот для отсеивания потенциальных неплательщиков данные от "Яндекса" вполне могут пригодиться.


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала