Рейтинг@Mail.ru
Сфера услуг: вера в счастливое будущее - 12.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Сфера услуг: вера в счастливое будущее

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Сфера услуг традиционно является индикатором кризисных настроение в обществе, и рост настроений в этой области после закономерного кризисного спада дает повод для оптимизма.

Как отмечают в ГУ-ВШЭ, в I полугодии 2010 г наметилась тенденция к улучшению сложившейся ситуации и благоприятные ожидания на II полугодие. Видимо, россияне сочли возможным тратить заработанные средства не только на самое необходимое, но и на услуги.

В частности, до конца текущего года участники опроса предполагают повышение спроса, объема и качества оказываемых услуг, а также улучшение экономической ситуации в своих организациях. Следует отметить, что столь оптимистические прогнозы в некоторой степени определялись сезонной составляющей, так как, как правило, деятельность организаций сферы услуг во второй половине года более успешна, указывают осторожные исследователи.

Уровень спроса на оказываемые услуги в I полугодии 2010г. больше половины всех руководителей обследованных организаций оценили как "достаточный", при этом дефицит спроса отметили 37 проц респондентов. Более трети всех респондентов признали ограниченность спроса одним из основных факторов, сдерживающих деятельность организаций.

Среди руководителей учреждений образования и здравоохранения, спрос на услуги которых, как правило, стабилен вне зависимости от рыночной конъюнктуры, оценки достаточного или высокого уровня востребованности услуг составили в сумме 85 проц и 76 проц соответственно. Наиболее позитивные тенденции в развитии спросовой ситуации была выявлены в организациях, оказывающих финансовые услуги, и в туристических агентствах, где балансы оценок изменения показателя в I полугодии составили соответственно 30 проц и 18 проц, а ожиданий на II полугодие — 32 проц и 26 проц.

В научных организациях, гостинично-ресторанном бизнесе и в организациях, предоставляющих персональные услуги, доля руководителей, отметивших снижение числа клиентов в I полугодии, превышало долю руководителей, зафиксировавших его рост. Что касается ожиданий на вторую половину текущего года, то позитивные оценки изменения объема оказанных услуг преобладали во всех обследованных видах экономической деятельности, констатируют исследователи.

Что касается роста цен, то в наибольшей степени настроены на увеличение тарифов во II полугодии 2010 г. руководители ресторанного и гостиничного бизнеса, а также туристических агентств: такие прогнозы были получены соответственно от 26 проц и 30 проц участников опроса из этих организаций. Возможность повышения цен говорит не только о действии фактора инфляции, но и наличии предположений о том, что спрос на эти услуги все-таки будет расти.

Несмотря на ограниченный объем оказанных услуг, три четверти участников опроса оценили экономическое положение своих организаций в I полугодии 2010 г. как "удовлетворительное", а 6 проц констатировали "благоприятную" экономическую ситуацию. Вместе с тем в каждой пятой из обследованных организаций экономическая ситуация была охарактеризована как "неблагоприятная". Наибольшее число таких негативных оценок было получено от руководителей транспортных и научно-исследовательских организаций.

Что мешало бизнесу этой сферы? Наиболее выделялись ограничения финансового характера, отмечают в ГУ –ВШЭ. Отрицательное влияние недостатка финансовых средств отметили более половины участников опроса, причем максимальное воздействие этого фактора ощутили в основном организации, финансируемые преимущественно из бюджета. Для функционирования независимых от бюджета организаций этот фактор не был столь критичен, однако о его негативном влиянии сообщили не менее трети респондентов в каждом виде экономической деятельности.

Существующий уровень налогообложения ограничивал деятельность 36 проц всех обследованных организаций. Негативное влияние недостаточного спроса на услуги отметили около трети респондентов, в том числе более 40 проц руководителей транспортных организаций, туристических агентств, гостиниц и ресторанов, организаций, оказывающих финансовые услуги. В то же время руководители медицинских и образовательных учреждений, часто оказывающихся в роли местных монополистов, не придавали большого значения проблеме невостребованности своих услуг

Примерно четверть всех респондентов отметили недостаток квалифицированного персонала, высокую арендную плату и недобросовестную конкуренцию со стороны других организаций. К недобросовестным условиям конкуренции и высокой арендной плате оказались наиболее чувствительны транспортные организации и туристические агентства; к дефициту квалифицированного персонала - учреждения здравоохранения.

На высокую ставку коммерческого кредита и сложности с его получением указали соответственно только 16 проц и 9 проц респондентов, несмотря на общепринятое мнение о недоступности кредита из-за жесткой позиции банков по отношению к потенциальным заемщикам и частых отказах в кредитовании.

Что касается помесячной динамики, то стоит обратиться к данным по индексу деловой активности в сфере услуг экономики РФ /PMI-сервис/, рассчитываемом исследовательской группой Markit Group Limited, совместно с российским подразделением банка HSBC , на основании опроса более 300 крупнейших компаний России. В сентябре он увеличился до 51,5 пункта против 47 пунктов, достигнутых месяцем ранее. Методика расчета индекса предполагает, что значение индекса выше 50 пунктов сигнализирует о росте сектора, ниже 50 пунктов - о спаде.

Данные последнего исследования HSBC по российской сфере услуг зарегистрировали улучшение рыночной конъюнктуры в сентябре после падения деловой активности в отрасли под влиянием аномальной жары в августе.

После первого за шесть месяцев сокращения в августе, в сентябре объем новых заказов, полученных компаниями российской сферы услуг, вырос, однако, темпы этого роста были незначительными. Относительно слабый рост новых заказов в сфере услуг вызвал дальнейшее сокращение объемов незавершенных заказов в сентябре.

В сентябре уровень занятости в секторе сократился второй месяц подряд, подчеркнув относительную слабость роста производственных потребностей.

Комментируя результаты исследования, главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов отметил, что HSBC PMI индекс в сфере услуг и совокупный HSBC PMI индекс в сентябре вернулись в "зону роста". Однако темпы экономического роста низки и отстают от тех, что наблюдались еще несколько месяцев назад. Экономика росла в сентябре на 2-3 проц в экстраполяции на год, как следует из ранее наблюдавшейся взаимосвязи между совокупным HSBC PMI индексом и ростом ВВП. Потенциал для ускорения роста представляется ограниченным в краткосрочной перспективе, судя по относительно невысоким значениям совокупного индекса новых заказов.

Таким образом, рост, о котором свидетельствуют результаты исследования ГУ-ВШЭ при более пристальном рассмотрении является неустойчивым. Несмотря на общий позитивный тренд, восстановление сектора идет скачкообразно, а не поступательно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала