МОСКВА, 1 ноя - ПРАЙМ. Возвращение к визовому режиму коснется меньшей части авиарейсов, так как у Москвы есть двусторонние соглашения об упрощенном порядке въезда с 17 из 27 стран ЕС, но перевозчики опасаются трудностей, так как некоторые из них могли не успеть оформить документы для своих сотрудников.
До 31 октября члены экипажей регулярных авиарейсов из стран ЕС не привлекались к административной ответственности за отсутствие у них российских виз. Этот мораторий Москва решила не продлевать, поэтому с 1 ноября авиационный персонал рейсов из Евросоюза должен будет получать визы РФ. Как пояснил глава консульского департамента МИД РФ Андрей Карлов, мораторий был двусторонним, и теперь "такие же меры будут приниматься в отношении российских экипажей".
Как дипломат заявил на брифинге, в котором также участвовали представители российских и зарубежных авиакомпаний, российская сторона вносила вопрос об освобождении экипажей от виз в проект соглашения об упрощении визовых формальностей с ЕС. "Предлагали, что касается Евросоюза, изменения в соглашение 2006 года. Не по нашей вине этого (утверждения проекта документа) не произошло", - сказал он, отвечая на вопрос РИА Новости.
В 2006 году Россия и ЕС договорились об облегчении визового режима для отдельных категорий граждан - студентов, политиков, спортсменов, ученых. Теперь на повестке дня поправки, которые призваны расширить это соглашение. В частности, предполагается разрешить выдачу многократных въездных виз сроком на пять лет предпринимателям. Последний нерешенный пункт проекта соглашения - вопрос об отмене виз для владельцев служебных паспортов.
По словам Карлова, действие моратория на визовый режим распространялось только на граждан стран ЕС. Если членами экипажей самолетов являются граждане государств, с которыми у России безвизовый режим или есть соответствующие соглашения об упрощении визовых формальностей, на них вступающие в силу с 1 ноября изменения не распространяются.
Как пояснил РИА Новости источник в российском внешнеполитическом ведомстве, двусторонние соглашения об упрощенном порядке въезда для авиационного персонала у России есть с 17 из 27 стран ЕС, поэтому визовые изменения коснутся меньшей части рейсов. В соответствии с этими договоренностями, разрешение на въезд в страну членам экипажей дается на основании записи в полетном задании. С тремя странами действие соглашений распространяется только на отдельные авиакомпании (с Испанией - "Аэрофлот" и Iberia; с Мальтой - "Аэрофлот", Air Malta; со Швейцарией - "Аэрофлот" и Swissair), отметил источник.
Таких договоренностей у России нет только с 10 странами Евросоюза. Речь идет о Бельгии, Венгрии, Греции, Латвии, Люксембурге, Португалии, Словакии, Финляндии, Чехии и Эстонии. "Для полета в эти страны российским летчикам и другим членам экипажей с 1 ноября действительно нужны будут визы - и наоборот (гражданам этих стран - визы РФ)", - сказал собеседник агентства.
Сотрудники Czech Airlines, латвийской AirBaltic, Transportes Aereos Portugueses и греческой Bluebird Airways на встрече с главой консульского департамента МИД РФ 30 октября сообщили, что у них проблем с визами возникнуть не должно.
Между тем, некоторые авиакомпании высказывали опасения, что оформить визы своим сотрудникам до 1 ноября не успеют. Так, представительница Alitalia сообщила, что у перевозчика возникли проблемы с визами для членов экипажей, которые не являются гражданами Италии или других стран, имеющих двусторонние соглашения с Москвой.
"Дело в том, что у нас экипажи, которые летают в Россию, не постоянные. И очень проблематично было всех обеспечить этими визами. Мы начали эту работу весной для постоянных экипажей, которые у нас из Милана летают, и визы сделали. Но относительно римских (рейсов), где ротация очень серьезная, мы не сделали", - сказала сотрудница Alitalia.
О каком числе пилотов идет речь и может ли эта проблема сказаться на авиасообщении с РФ, она не уточнила, передает РИА Новости.