До 31 октября члены экипажей регулярных авиарейсов из стран ЕС не привлекались к административной ответственности за отсутствие у них российских виз. Этот мораторий Москва решила не продлевать, поэтому с 1 ноября авиационный персонал рейсов из Евросоюза должен будет получать визы РФ. Как пояснил глава консульского департамента МИД РФ Андрей Карлов, мораторий был двусторонним, и теперь "такие же меры будут приниматься в отношении российских экипажей".
Как дипломат заявил на брифинге, в котором также участвовали представители российских и зарубежных авиакомпаний, российская сторона вносила вопрос об освобождении экипажей от виз в проект соглашения об упрощении визовых формальностей с ЕС. "Предлагали, что касается Евросоюза, изменения в соглашение 2006 года. Не по нашей вине этого (утверждения проекта документа) не произошло", - сказал он, отвечая на вопрос РИА Новости.
В 2006 году Россия и ЕС договорились об облегчении визового режима для отдельных категорий граждан - студентов, политиков, спортсменов, ученых. Теперь на повестке дня поправки, которые призваны расширить это соглашение. В частности, предполагается разрешить выдачу многократных въездных виз сроком на пять лет предпринимателям. Последний нерешенный пункт проекта соглашения - вопрос об отмене виз для владельцев служебных паспортов.
По словам Карлова, действие моратория на визовый режим распространялось только на граждан стран ЕС. Если членами экипажей самолетов являются граждане государств, с которыми у России безвизовый режим или есть соответствующие соглашения об упрощении визовых формальностей, на них вступающие в силу с 1 ноября изменения не распространяются.
Как пояснил РИА Новости источник в российском внешнеполитическом ведомстве, двусторонние соглашения об упрощенном порядке въезда для авиационного персонала у России есть с 17 из 27 стран ЕС, поэтому визовые изменения коснутся меньшей части рейсов. В соответствии с этими договоренностями, разрешение на въезд в страну членам экипажей дается на основании записи в полетном задании. С тремя странами действие соглашений распространяется только на отдельные авиакомпании (с Испанией - "Аэрофлот" и Iberia; с Мальтой - "Аэрофлот", Air Malta; со Швейцарией - "Аэрофлот" и Swissair), отметил источник.
Таких договоренностей у России нет только с 10 странами Евросоюза. Речь идет о Бельгии, Венгрии, Греции, Латвии, Люксембурге, Португалии, Словакии, Финляндии, Чехии и Эстонии. "Для полета в эти страны российским летчикам и другим членам экипажей с 1 ноября действительно нужны будут визы - и наоборот (гражданам этих стран - визы РФ)", - сказал собеседник агентства.
Сотрудники Czech Airlines, латвийской AirBaltic, Transportes Aereos Portugueses и греческой Bluebird Airways на встрече с главой консульского департамента МИД РФ 30 октября сообщили, что у них проблем с визами возникнуть не должно.
Между тем, некоторые авиакомпании высказывали опасения, что оформить визы своим сотрудникам до 1 ноября не успеют. Так, представительница Alitalia сообщила, что у перевозчика возникли проблемы с визами для членов экипажей, которые не являются гражданами Италии или других стран, имеющих двусторонние соглашения с Москвой.
"Дело в том, что у нас экипажи, которые летают в Россию, не постоянные. И очень проблематично было всех обеспечить этими визами. Мы начали эту работу весной для постоянных экипажей, которые у нас из Милана летают, и визы сделали. Но относительно римских (рейсов), где ротация очень серьезная, мы не сделали", - сказала сотрудница Alitalia.
О каком числе пилотов идет речь и может ли эта проблема сказаться на авиасообщении с РФ, она не уточнила, передает РИА Новости.