МОСКВА, 22 авг - Прайм. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу ровно год назад, 22 августа. Во время обсуждения условий для РФ многие эксперты предсказывали крах если не экономики в целом, то отдельных ее отраслей, но по истечении года даже при некотором ослаблении тарифной защиты экономическая ситуация в России остается достаточно стабильной.
Внешняя торговля формирует более половины доходов федерального бюджета, поэтому участие РФ в установлении "правил игры" на мировых рынках имеет большое значение и несет определенные риски. Однако по итогам года РФ в ВТО можно констатировать лишь точечное влияние на отрасли. Среди пострадавших, как и ожидалось, - сельское хозяйство, легкая промышленность и металлургия.
О том, что массового наплыва дешевого импорта не произошло, свидетельствует и таможенная статистика: по предварительным данным ФТС России, в январе-июле текущего года рост импорта товаров в РФ составил 3,5% (почти вдвое меньше, чем в январе-июле 2012 года) - до 155 миллиардов долларов.
ЧИТАТЬ: Вступление РФ в ВТО открыло для отечественного бизнеса новые возможности>>
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ПРОИГРЫШЕ
"Уже сегодня очевидно, что аграрная отрасль больше чем все остальные отрасли пострадала от вступления России в ВТО. При этом молочная отрасль оказалась одной из наиболее пострадавших", - сказал председатель правления Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Андрей Даниленко. Пошлины на ряд категорий молокопродукции были снижены, и сейчас серьезно увеличивается ее ввоз. Причем потребители так и не получили дешевой импортной продукции – поставщики взвинчивают цены, зная о зависимости нашего рынка от импорта, отмечает Даниленко.
Эта зависимость усиливается в связи со снижением объемов внутреннего производства, которое в первом полугодии, по оценке союза, составило 10-15%. "В целом в этом году потеряем как минимум 1 миллион тонн товарного молока (снижение на 7% - ред.), возможно и больше", - добавил он.
"Вступление в ВТО отразилось на свиноводстве, а затем и на птицеводстве, прежде всего в первые восемь-девять месяцев после присоединения", - отмечает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Возросший из-за снижения пошлин импорт свинины на фоне увеличения собственного производства привел к резкому снижению цен в оптовом звене примерно на 25-30%. Упавшие цены на свинину потянули за собой цены на мясо птицы.
Компании с высокой себестоимостью, которые не успели модернизироваться, уходят с рынка, оставляя место для сильных игроков – в этом и есть положительное влияние ВТО, отмечает Юшин. Но чтобы замещать выпадающие объемы, нужны инвестиции, а из-за неопределенности с этим стало сложнее.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ БЕЗ ПОЗИТИВА
Вступление в ВТО не принесло какого-либо позитива в отрасль легкой промышленности, в частности на рынки одежды и обуви. Как сообщила президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева, ожидания снижения цен на импортную одежду стали причиной того, что в течение первого полугодия снизились оптовые заказы на готовую продукцию (швейную, трикотажную и кожевенно-обувную).
"Цены на товары не изменились, а рынок теперь активно наводнен продукцией низкого качества по тем же ценам, что были и в прошлом году. И даже несколько большим. Кроме того, невозможно четко определить производителя этой продукции, а доля теневого импорта возросла", - заявила она.
По ее словам, доля импортной продукции в РФ за 2012 год возросла примерно на 5% - до 84% от объема рынка. Примерно половина ввозимой продукции приходится на теневой импорт, и несмотря на объявленные властями меры поддержки отрасли, ситуация не меняется.
МЕТАЛЛ НЕ В ПЛЮСЕ
Несмотря на отмену ЕС квот для российской металлургической продукции, производители РФ не почувствовали большого облегчения. Очевидно, что страна плохо подготовилась к работе в условиях открытых границ, а российская продукция оказалась неконкурентоспособна как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Общие правила игры не всегда означают равные возможности для российских и зарубежных компаний, комментируют ситуацию в ЗАО "Объединенная металлургическая компания" (ОМК). Внутренний рынок стал более открытым для импортной продукции, а ключевые зарубежные рынки остаются достаточно закрытыми и серьезно регулируемыми.
На серьезные проблемы, с которыми столкнулась алюминиевая промышленность, жалуется крупнейший представитель российской отрасли "Русал". Из-за китайского демпинга в первом полугодии этого года потребление алюминия в России сократилось на 12% - до 302 тысяч тонн. Это может привести к уменьшению емкости российского рынка алюминия, который сейчас оценивается в 860 тысяч тонн.
СПОРЫ НАЧАЛИСЬ
Плюсы от членства в ВТО пока не видны, но первые претензии к РФ уже поступили: ЕС, США, Китай, Япония, Турция и Украина заявили свой протест против утилизационного сбора на автомобили, который уплачивается при импорте новых и подержанных машин. Глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков не исключал, что участников спора может стать больше.
Озабоченность партнеров вызывает особое положение работающих в России производителей, которые взамен сбора могут предоставить гарантию безопасной утилизации автомобиля.
ЧИТАТЬ: США намерены поддержать ЕС в споре с Россией по вопросу об утилизационном сборе>>
Правила ВТО отводят 60 дней на мирное урегулирование проблемы, но позже стороны сохраняют возможность разрешить спор в досудебном порядке: судебное разбирательство может состояться не раньше, чем через год.
РАБОТА НАЛАЖЕНА?
В первый год членства РФ в ВТО обнаружилась нехватка квалифицированных кадров, способных разбираться в законодательных и процедурных нормах. "Проблема не в том, что вступали в ВТО, а в том, что до сих не имеем необходимого количества юристов, экспертов для отстаивания своих интересов в этой международной организации", - говорит Даниленко.
Остаются и технические проблемы: за прошедший год правительство РФ так и не назначило постоянного представителя страны в ВТО, хотя еще в марте Минэкономразвития подготовило список из пяти кандидатур, сообщал агентству "Прайм" замглавы министерства Алексей Лихачев.
Для общего блага не хватает еще одной формальности – присоединения к ВТО Казахстана и Белоруссии, хотя уже сейчас эти партнеры РФ по Таможенному союзу соблюдают большинство обязательств, принятых Россией.
ИЗМЕНЕНИЯ ПРОДОЛЖАТСЯ
Изменения Единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран Таможенного союза, которые заработали на следующий день после вступления России в ВТО, затронули около 10% импортных пошлин. По расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%.
В течение года ЕЭК также изменила ряд ставок, а с 1 сентября 2013 года изменения затронут уже почти половину действующих импортных пошлин – это порядка 5100 позиций. При этом по каждой отдельной позиции снижение будет относительно небольшим, чаще в пределах 1-3 процентных пунктов.
Импортные пошлины уменьшатся на рыбу, кондитерские изделия, экзотические фрукты, сырье для производства соков, на оборудование, в том числе стиральные машины и трактора, тропические масла, отдельные виды тканей и одежды. Но в отдельных случаях пошлина будет повышена до уровня обязательств, поскольку на данный момент она ниже.
ВСЕ ПЛЮСЫ – В ПЕРСПЕКТИВЕ
Позитивные эффекты проявятся не скоро, поскольку речь идет, прежде всего, о повышении конкурентоспособности, а такие вещи не происходят мгновенно, считает член комитета Госдумы по экономической политике Игорь Игошин.
Российский бизнес пока воспринимает членство РФ в ВТО скорее как досадную помеху, нежели возможность для развития, тем не менее экономика начала медленно поворачиваться в нужном направлении, говорится в докладе лондонской стратегической компании Global Counsel "Россия в ВТО - год спустя".
ЧИТАТЬ: Правительство РФ хочет отменить квоты зарубежных работников для топ-менеджмента стран ВТО>>
Вступление в ВТО позволяет российской стороне использовать инструменты антидемпинговых расследований ВТО, более эффективно защищать свои интересы, и в целом бизнес чувствует себя увереннее и спокойнее, считает глава "Северстали", руководитель комитета РСПП по торговой политике и ВТО Алексей Мордашов. "Думаю, что на горизонте трех-пяти лет мы будем чувствовать гораздо в большей степени последствия вступления в ВТО", - сказал он. По мнению Global Counsel, полноценное воздействие экономика ощутит еще позже - в течение 10 лет.