МОСКВА, 6 ноя - Прайм, Ирина Доржиева. Отмена упрощенной процедуры прохождения грузов по книжкам МДП (TIR) через российскую таможню может привести к росту цен на полках в предновогодний сезон и перебоям с поставками, однако розничные сети уже начали думать об альтернативе автотранспортным перевозкам, следует из опроса, проведенного агентством "Прайм".
"С введением новых правил увеличатся очереди на пограничных переходах из-за роста числа операций, предшествующих таможенному декларированию. Кроме того, организации, уполномоченные ФТС на выдачу договоров поручительства, могут не справиться с объемом спроса на эти документы. Результатом этого станет рост издержек на доставку грузов", - ожидают в "Мон’дэлис Русь", подразделении международного пищевого концерна Mondelez International (ранее Kraft Foods).
ФТС распространяет отмену книжек МДП на таможни центра и северо-запада >>
НОВЫЕ ПРАВИЛА
С 1 декабря ФТС намерена полностью прекратить сотрудничество с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая продает книжки международных дорожных перевозок (МДП) в РФ. Эти книжки гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют проходить пограничные процедуры в упрощенном режиме.
Российская таможня обвиняет АСМАП в том, что ассоциация не исполняет обязательства перед российским бюджетом - не вносит положенные платежи при недоставке товаров. По подсчетам ведомства, накопленная задолженность ассоциации составляет 20 миллиардов рублей. АСМАП наличие задолженности отрицает.
ФТС с 12 ноября распространяет отмену книжек МДП для транзитных автоперевозок на Центральное таможенное управление, а с 19 ноября - на Псковскую, Себежскую и Кингисеппскую таможни, подчиненные Северо-Западному управлению. Это затронет грузы, следующие из Польши, Латвии и Эстонии.
Транзит без книжек МДП уже реализован на юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также на Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях. Введение транзита без книжек МДП на других таможнях Северо-Западного управления ФТС, включая Калининградскую, должно произойти не позднее 1 декабря.
Пробки на границе подтолкнули ФТС к "эксперименту" с транзитом без обеспечения >>
В конце октября на границе РФ и Украины в пунктах пропуска скопилось более 300 грузовиков в пробках из-за того, что часть перевозчиков оказалась не готова к введению новых правил пересечения границы. Однако в среду ФТС сообщила, что ситуация с пропуском на украинской границе нормализовалась.
В условиях отмены действия книжек МДП автоперевозчики должны предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если автомобиль "потеряется" и не доедет до заявленного грузополучателя. Вместе с тем ФТС с 1 ноября 2013 года проводит эксперимент, который позволит крупным и стабильно работающим российским перевозчикам работать без применения мер обеспечения, если конечным пунктом назначения товара является Россия. Кроме того, при транзите обеспечение уплаты пошлин и налогов не требуется от российских организаций, имеющих статус таможенного перевозчика.
ГРУЗЫ ПЕРЕВЕЗУТ МОРЕМ
"Все это, в конечном счете, приведет к увеличению сроков доставки, к цепному увеличению стоимости товара на полке, что особо остро будет ощущаться в высокий предновогодний сезон", - считает директор департамента логистики сети магазинов "Детский мир" Вячеслав Михненко.
Компания "Мон’дэлис Русь" оценивает, что ее дополнительные ежегодные затраты могут увеличиться на 25 миллионов рублей.
"Для нас это будет достаточно ощутимой проблемой, поскольку объем грузов, перемещаемых автотранспортом из Европы - значительный", - сообщили также в "Ашан Россия". В связи с этим розничная сеть рассматривает альтернативные автотранспортному способы доставки грузов. Как отмечает директор по внешним коммуникациям сети Мария Курносова, отмена МДП может привести к нехватке транспортных средств, таможенных перевозчиков, а также росту стоимости автоперевозок.
В сети "Дикси" также не исключают, что увеличат в связи с этим долю морских перевозок: "При существенном удорожании доставки сухопутным путем может произойти перераспределение транспортных пропорций в сторону увеличения доли морских транспортировок". Сейчас "Дикси" везет из Европы напрямую, в первую очередь, фрукты, 70% которых доставляется сухопутным транспортом и 30% - морским.
Как рассказал директор отдела поставок "Мон’дэлис Русь" Михаил Провоторов, компания вынуждена предпринимать экстренные меры в связи с возможными предстоящими изменениями, чтобы минимизировать потенциальное негативное влияние новых правил на работу своих пяти заводов в РФ. На автотранспорт приходится примерно 98% общего объема перевозок пищевого концерна.
"Мы ведем переговоры с нашими перевозчиками и далеко не все готовы к новому формату работы. Кроме того, нам приходится пересматривать планируемые сроки доставки грузов, создавать дополнительные запасы на своих складах, чтобы предотвратить риски перебоев или задержек с поставками", - отметил Провоторов.
Однако директор по внешним связям "Дикси" Екатерина Куманина отмечает, что вносить коррективы в транспортно-стоимостную структуру импорта ритейлер будет не раньше, чем система станет прозрачной. По ее словам, нет данных о стоимости новых обеспечительных мер, которые заменят книжку МДП, и не исключено, что она будет сопоставима с расходами, которые несли перевозчики при старой системе.
"Если услуга окажется значительно дороже, естественно, ее стоимость будет включена в цену перевозки", - отмечает Куманина. Пока же сети не берутся оценить, насколько увеличатся их расходы в связи изменением таможенных процедур. Не известны расценки на оформление новых документов, отмечают в "Дикси".
"Нововведение коснется нас не напрямую, а косвенно", - отмечают в сети "М.Видео". Как отметил представитель ритейлера, в перспективе компания ожидает повышения стоимости услуг оптовиков, задержек при прохождении товаров через таможню и, если задержки в поставках будут продолжительными, это отразится на стоимости товаров.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.