МОСКВА, 25 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Переговоры о судьбе вертолетоносцев "Мистраль", построенных во Франции для нужд России, продолжаются, и ни о каких иных вариантах, кроме возврата денег, речи уже не идет. РФ окончательно отказалась от кораблей, и обсуждается исключительно сумма компенсации, заявил во вторник зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев.
Командующий ВМФ Франции: "Мистрали" выгоднее затопить >>
Стоимость контракта составляет 1,2 миллиарда евро. Россия пока заплатила из этой суммы без малого 900 миллионов евро в качестве аванса, но оценивает свои совокупные затраты с учетом расходов на обучение кадров и строительство новой инфраструктуры в 1,163 миллиарда евро.
Подсчет убытков
Россия настаивает на компенсации всех убытков, что вполне логично с точки зрения международного права, констатируют юристы. Ранее в прессе сообщалось, что Париж готов вернуть лишь около 758 миллионов евро, и то после ее письменного разрешения продать "Мистрали" любой третьей стороне. Москва тогда отреагировала на это лишь очередной констатацией того, что ее устроят либо корабли, либо деньги. При этом вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что французская сторона не может принимать решений о продаже вертолетоносцев кому-либо без согласия России.
СМИ: Франция никому не сможет продать "Мистрали" >>
Эксперты оценивают возможные убытки Франции от расторжения контракта по разному – от 2 до 5 миллиардов евро в зависимости от того, за чей счет будет происходить демонтаж вертолетоносцев, во сколько в итоге обойдется содержание и о какой сумме компенсации удастся договориться. В РФ не намерены идти на уступки, и хотят потребовать от французской стороны все, что положено по договору.
На данном этапе договоренностей на этот счет нет, и все идет на уровне неофициальных обсуждений и дискуссий в СМИ. В ближайшие дни в Россию прибудет спецпредставитель Франции по разрешению проблемы с "Мистралями" Луи Готье, и переговоры продолжатся.
Свое - надежнее
Пока Москва не выказывает разочарования тем, что вертолетоносцы так и не доплывут до ее берегов. В российском Совбезе заверили, что неполучение кораблей никак не скажется на безопасности страны. Ранее это неоднократно подтверждали военные и политические эксперты.
Тем временем, благодаря "Мистралям" РФ приобретет новейший вертолет специального назначения, разработанный специально для них. Модель Ка-52К (корабельный) отличается способностью складывать лопасти, чтобы поместиться в ангар корабля, и найдет применение на любом другом судне ВМФ РФ.
Французский вариант разобраться с "Мистралями" не устроил РФ >>
В дальнейшем Россия планирует сама построить десантные корабли подобного типа на замену "Мистралей", и они не будут копией тех, что стоят во французских доках. Речь идет не о вертолетоносцах – их создание на повестке дня не стоит. "У нас несколько другая идеология высадки морского десанта", - пояснил Бочкарев. Ранее в Объединенной строительной корпорации уже выражали готовность построить подобный корабль, если будет соответствующий заказ.
Служба спасения
Таким образом, открытым остается только вопрос, что делать с огромными кораблями, находящимися на балансе Франции. Их содержание требует немалых денег, которые власти страны берут из кармана налогоплательщиков. Этот факт возмущает французские СМИ, которые регулярно упражняются на предмет дальнейшего применения "плавучих гигантов".
Помимо уже известных вариантов – затопить, передать НАТО или продать третьим странам – теперь обсуждается и более экзотический сценарий: продать их Евросоюзу и использовать для спасения мигрантов, которые пытаются перебраться из Африки в сытую Европу. Последняя крупная трагедия произошла в апреле, когда около итальянского острова Лампедуза перевернулось судно с мигрантами. Тогда погибли несколько сотен человек.
Правда, европейцы пока не пришли к единому мнению, что делать со спасенными. Ведь ЕС сам страдает от финансовых проблем и больше не может принимать беженцев. По данным французских СМИ, у Евросоюза и НАТО нет денег даже на покупку "Мистралей".