Рейтинг@Mail.ru
Нефтепереработка: увеличение в Европе, сокращение в России. Почему? - 10.09.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Нефтепереработка: увеличение в Европе, сокращение в России. Почему?

© Tomas SeredaНефтеперерабатывающий завод
Нефтеперерабатывающий завод
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 10 сен - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Нефтепереработка в Европе на подъеме. Из-за падения цен на нефть более чем в два раза, резко возросла рентабельность. В агентстве Рейтер считают, что во втором квартале 2015 года средняя рентабельность переработки нефти на европейских НПЗ достигла максимального значения с 1997 года, составив 9,35 доллара за баррель.

Компании, которые еще в прошлом году закрывали НПЗ из-за их убыточности, наращивают объемы производства.

В России ситуация прямо противоположная - производство сокращается, экспорт сырья снова растет.  

Европейские НПЗ получили шанс

После кризиса 2008-2009 годов цены на нефть относительно быстро восстановились. В начале 2011 года котировки сорта Brent превысили 100 долларов за баррель. В течение следующих трех с половиной лет средняя цена эталонного сорта оставалась трехзначной. Настало трудное время для европейских НПЗ, особенно с низкой глубиной переработки.

Из-за высоких цен на сырье и ограниченного спроса на нефтепродукты, перерабатывать нефть стало невыгодно. Ситуацию усугубила конкуренция со стороны НПЗ в других регионах. Многие заводы в Европе работали с рентабельностью, близкой к нулю, или стали убыточными. Владельцы были вынуждены закрывать предприятия или перепрофилировать их в нефтехранилища. С 2009 по 2014 год в Европе были ликвидированы 22 НПЗ совокупной мощностью 2 млн барр./сут. 

С середины прошлого года ситуация на мировом рынке нефти драматически изменилась. Средняя цена на Brent со 112 долларов в июне 2014 года упала до 48 долларов за баррель в январе 2015 года. Европейская нефтепереработка, которая находилась при смерти, получила шанс. 

Время переработчика

Из-за падения цен на нефть потребление моторного топлива в Европе существенно выросло, но цены на светлые нефтепродукты, особенно на дизельное топливо, снижались гораздо медленнее, чем на сырье. Важно отметить, что дизель является основным видом моторного топлива в Старом Свете. Именно он используется в большинстве легковых автомобилей. 

Благоприятной ситуацией на рынке воспользовались нефтеперерабатывающие компании. Резко возросли объемы производства и загрузка заводов, которая в конце 2014 года выросла более чем на 10% по сравнению с серединой того же года, превысив 85%. В Германии загрузка НПЗ превысила 90% - очень высокий показатель для Европы. Несмотря на благоприятную конъюнктуру, европейские переработчики с тревогой смотрят в будущее, опасаясь конкурентов из других регионов. 

Спрос превысит предложение 

Ряд экспертов полагают, что пик рентабельности переработки в Европе миновал, но она будет оставаться высокой в ближайшее время из-за темпов роста спроса, который будет превышать предложение. 

Согласно подсчетам банка UBS, в период с 2015 по 2017 год мировой спрос на нефтепродукты вырастет на 1,4 млн барр./сут, а прирост новых перерабатывающих мощностей составит лишь 1,2 млн барр./сут. При этом прирост ожидается только за счет стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Если расчеты UBS верны, то рентабельность нефтепереработки будет оставаться высокой, по крайне мере, в ближайшие два года, и составит около 5 долларов за баррель против 3,3 доллара за баррель в 2010-2014 годах. Но кто воспользуется такой благоприятной ситуацией? 

Все наоборот

В то время когда нефтепереработка в Европе переживала кризис, ситуация в России была прямо противоположная. Благодаря мерам, предпринятым правительством РФ, осуществлялась плановая модернизация отечественных НПЗ. Объемы производства постоянно росли, снижался экспорт сырья, увеличивался экспорт готовой продукции. По данным Минэнерго РФ, объемы переработки нефти в стране выросли с 235,9 млн т/г в 2009 году до 288,9 млн т/г в 2014 году. За тот же период экспорт нефти сократился с 248,3 млн т/г до 221,3 млн т/г. При этом добыча в стране постоянно росла. 

Объемы переработки увеличивали как вертикально-интегрированные компании, так и независимые производители. Поставки за рубеж дизельного топлива также росли. Только в 2014 году рост составил 17% по сравнению с годом ранее, достигнув 45,5 млн тонн.  

Но с начала этого года ситуация кардинально изменилась. В январе-августе 2015 года поставки нефти за рубеж выросли на 7,4% относительно того же периода 2014 года - до 159,3 млн тонн, а первичная переработка сократилась на 1,2% - до 189,5 млн тонн. 

Очевидно, что произошло это из-за налогового маневра, который предполагает уменьшение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в 1,7 раза в течение трех лет и увеличение на такую же величину налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 

Россия могла бы воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке нефтепродуктов в Европе, используя созданные за последние несколько лет мощности, логистические преимущества, низкие цены на сырье, и не допустить конкурентов из других регионов на рынок Европы. ЕС по-прежнему остается нашим основным торговым партнером, несмотря на санкции. Увеличение поставок готовой продукции могло бы компенсировать потери из-за низких цен на нефть. 

Если производители нефтепродуктов в Европе и других регионов могут использовать благоприятную конъюнктуру на рынке нефтепродуктов, почему это не можем сделать мы?

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала