Как стало известно вчера, по итогам правительственного совещания Д. Медведева с вице-премьерами запрет на ввоз продукции из Турции коснется только овощей и фруктов и вступит в силу через несколько недель. В санкционный список попала одна из ключевых статей продуктового импорта из Турции – томаты. Даже на первый взгляд доля плодоовощного импорта из Турции в общем объеме импорта в РФ велика - около 19-20%. Причем, по данным ФТС и Минсельхоза, турецкие томаты составляют около 42% всего импорта томатов в Россию, доля турецких огурцов в общем импорте огурцов в РФ - около 25%, доля импорта турецких цитрусовых – порядка 27% всего импорта цитрусовых, а для импортируемых из Турции лимонов доля в общем импорте этой продукции в РФ может достигать 90%. Как показал пример продуктовых санкций августа 2014 г. цены фруктов и овощей реагируют на ухудшение импортных поставок быстро и достаточно сильно. Учитывая девальвационный шок 2014 г., разграничить чистое влияние продуктовых ограничений и эффекта переноса ослабления рубля на цены плодоовощной продукции сложно, но, согласно различным оценкам, продуктовое эмбарго в прошлом году могло увеличить инфляцию примерно на 2 п.п. Мы считаем, что на данном этапе едва ли продовольственные санкции против Турции могут привести к столь же серьезному проинфляционному эффекту, но не следует и недооценивать их влияние. Из комментариев следует, что решение отсрочить введение в исполнение указанных ограничений на несколько недель вызвано стремлением минимизировать воздействие на инфляцию в конце года. Это неудивительно, поскольку в это время рост цен на фрукты и овощи и без того подогревается повышенным спросом перед новогодними праздниками. В СМИ упоминается, что еще возможны иные точечные ограничения по другим позициям, но они неосновные.
Мы хотели бы отметить, что в итоге против Турции были выбраны те меры, которые должны оказать наибольший из доступных альтернатив эффект на экономику Турции, не нанося при этом существенного ущерба российской экономике. К примеру, не менее значимы по своему объему такие категории импорта из Турции, как одежда и обувь (1 млрд долл. в 2014 г., 15,1% импорта из Турции, около 7% всего импорта одежды и обуви в РФ), средства наземного транспорта (11,5% импорта из Турции), механическое оборудование и бытовая техника (11,2% импорта из Турции), однако они не были затронуты ограничениями. На текущий момент, как заверяют власти, промтовары не будут включены в санкционный список, но дальнейшее решение будет зависеть от развития ситуации.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.