МОСКВА, 22 дек - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Госдума РФ ратифицирует соглашение с Турцией о реализации проекта "Турецкий поток" уже в начале следующего года. Строительство морской части газопровода в рамках проекта начнется уже следующим летом. На этом фоне Азербайджан мобилизует финансовые ресурсы, необходимые для ускорения строительства газопровода TANAP, о возможности экспортировать газ в Европу через который заявил Израиль.
Две лучше, чем одна
Правительство РФ одобрило проект закона о ратификации соглашения по проекту "Турецкий поток". После ратификации Госдумой РФ в январе 2017 г. закон вступит в силу. С турецкой стороны все необходимые разрешения выданы, все процедуры соблюдены.
"Газпром" планирует начать строительство подводной части трубопровода уже летом следующего года. В начале декабря South Stream Transport, 100% дочернее предприятие "Газпрома", подписала контракт с компанией Allseas Group на строительство первой нитки морского участка газопровода "Турецкий поток" с опционом на вторую нитку. Allseas Group должна сварить и уложить на морское дно более 900 км, для чего будет задействовано крупнейшее в мире специализированное судно Pioneering Spirit. Пропускная способность каждой нитки составит 15,75 млрд кубометров газа в год. "Турецкий поток" свяжет российский берег Черного моря с побережьем европейской части Турции. "Газпром" построил всю необходимую инфраструктуру еще два года назад в рамках реализации проекта "Южный поток", который был закрыт из-за "неконструктивной" позиции Болгарии.
Более того, "Газпром", итальянская Edison и греческая DEPA обсудили оптимальный маршрут поставок газа из России в Южную Европу. Ранее глава российской компании Алексей Миллер сообщил о завершающем этапе работ над определением точек входа в газотранспортную систему ЕС для прокачки необходимых объемов из "Турецкого потока" европейским потребителям. В связи с этим перспективы строительства второй ветки газопровода оцениваются как высокие, несмотря на то, что гарантии от ЕК еще не получены. Инвестиции, необходимые для строительства двух веток газопровода оцениваются в 7 млрд евро. Стоимость транспортировки российского газа через Черное море напрямую в Турцию будет существенно дешевле, чем по окружному маршруту - через Украину, Румынию и Болгарию. Миллер считает, что две ветки "Турецкого потока" будут введены в строй до конца 2019 г.
Работы ведутся ускоренными темпами. Убийство российского посла Андрея Карлова в Анкаре и национализация турецкого сбытового предприятия, акционерами которого были аффилированные с "Газпромом" структуры, не стало препятствием на пути реализации проекта.
Конкуренты не дремлют
В декабре Азиатский банк развития, Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) предоставили Азербайджану средства в размере $2 млрд для строительства трубопровода TANAP. АБИИ выделил $600 млн, самый большой кредит с начала его деятельности - 29 июня 2015 г. Крупнейшие доли голосов в совете директоров этой финансово-кредитной организации получили Китай, Индия и Россия. Эксперты уверены, что выделение средств в таком объеме пролоббировали китайские представители в совете директоров этого банка. АБИИ был создан для финансирования инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но ни Азербайджан, ни Турция не этому региону не относятся.
Согласно официальным источникам, стоимость ТANAP оценивается в $9,2 млрд, по другим данным - $10 - 11 млрд. Газопровод обеспечит поставку природного газа с шельфа Азербайджана в рамках проекта "Шах-Дениз - 2" в объеме 16 млрд куб. м/год. Планируется, что 6 млрд куб. м./г закупит Турция, 10 млрд куб. м/г предназначены для потребителей в Европе. В проекте 30% принадлежит турецкой государственной компании BOTAS, 58% - SOCAR (Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики) и 12% - британской ВР, оператору разработки месторождения Шах-Дениз. Начало экспорта азербайджанского газа в Европу запланировано на 2020 г.
TANAP строится в рамках "Южного газового коридора" и является маршрутом для поставок газа в Европу в обход России, поэтому пользуется всесторонней поддержкой со стороны Европейской комиссии и США. Во время визита в Баку на прошлой неделе специальный посланник Госдепа США Амос Хохштейн заявил, что "Вашингтон продолжит поддерживать реализацию проекта "Южный газовый коридор"" так же, как когда-то поддерживал и осознавал "важность проекта Баку - Тбилиси - Джейхан". Спецпредставитель подчеркнул важную роль проекта в политической и энергетической безопасности Европы, а также диверсификации потоков энергоносителей в ЕС.
По данным западных экспертов, общая стоимость "Южного газового коридора" превышает $40 млрд - для доставки каспийского газа в Европу помимо TANAP необходимо еще будет построить Трансадриатический газвопровод (TAP), осуществить вторую стадию разработки месторождения Шах-Дениз и увеличить мощности Южнокавказского газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. Очевидно, что при такой стоимости, низких ценах на газ и поставках европейским потребителям в объеме всего 10 млрд куб. м/г проект будет окупаться долгие годы.
Нужны дополнительные объемы
Азербайджан самостоятельно не сможет увеличить поставки газа. Страна испытывает проблемы с добычей в последние годы, а экспортные объемы расписаны на годы вперед. Во время обострения отношений между Москвой и Анкарой в конце 2015 г. из-за инцидента с российским военным самолетом Турция начала искать альтернативный источник поставок газа и обратилась к Азербайджану. Однако заместитель министра энергетики Азербайджана Натиг Аббасов в ответ на вопрос о возможности увеличения поставок в Турцию сказал, что запасы, которые планируется добывать, уже проданы до 2040 года. "Если бы был лишний газ, мы бы брали его себе", - добавил он. Этим заявлением Аббасов подтвердил ограниченность ресурсов на Шах-Дениз, о чем неоднократно предупреждали эксперты.
По данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, добыча за 11 месяцев 2016 года в стране снизилась на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 26,89 млрд куб. м. При этом производство товарного газа за отчетный период упало на 4,9% - до 17,02 млрд куб. м. Разница между фактической добычей и производством товарного газа будет только расти, поскольку все больше и больше газа необходимо закачивать в пласт для замедления падения добычи на группе месторождений Азери - Чираг - Гюнешли, где добывается более трех четвертей азербайджанской нефти.
Для успешной реализации проекта TANAP жизненно нужны дополнительные источники.
Левиафан вам в помощь
Моисей 40 лет водил евреев по пустыне и привел свой народ в землю обетованную, в которой нет ни капли нефти. С газом современным израильтянам повезло больше чем их предкам.
Израиль в последние годы превратился из импортера газа в экспортера, благодаря открытию ряда месторождений на шельфе Средиземного моря, крупнейшим из которых является Левиафан - так называлось морское чудовище, упоминаемое в Ветхом завете. Сразу после обнаружения газа израильская Delek и американская Noble Energy - компании, разрабатывающие Левиафан - заявили о возможности поставок на европейский рынок.
Планы экспорта газа в Европу через трубопровод TANAP озвучил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, находясь с официальным визитом в Баку в середине декабря.
"Сегодня мы ведем речь не просто о продаже нефти из Азербайджана в Израиль, которая составляет очень важную часть нашего нефтяного импорта. Мы говорим об использовании общей инфраструктуры для экспорта газа и потенциально о подключении израильского газового экспорта к большому трубопроводу, который строится из Азербайджана в Турцию", - сказал Нетаньяху.
Delek и Nobel Energy оценили запасы Левиафана в 21,9 трлн куб. футов (620 млрд куб. м), о чем сделали официально заявление. Однако позже разразился скандал - объем оказался завышенным. В июне этого года израильское правительство поставило на баланс запасы в объеме 17,6 трлн футов (менее 500 млрд куб. м) - на 20% меньше, чем первоначально было заявлено.
Глубина моря в районе Левиафана превышает 1600 м, а продуктивный пласт имеет сложное геологическое строение. Это сказывается на себестоимости добычи. Эксперты считают, что поставки газа в Европу с израильского шельфа могут быть рентабельны только при цене свыше $200/тыс. куб. м.
Израильский газ не чета российскому
До пересмотра объема запасов в сторону понижения Noble Energy оценивал максимальный уровень добычи на месторождении в 21 - 22 млрд куб. м/г. Сейчас прогнозы менее оптимистичны - менее 18 млрд куб. м/г. Начало добычи в коммерческих объемах может начаться в 2019 году.
Израильские эксперты считают, что потребление в стране вырастет с 8 млрд куб. м в текущем году до 29 млрд куб. м к 2040 году. Согласно законам государства Израиль, 40% добываемого газа должно оставаться в стране.
Кроме того, Delek и Noble Energy заключили контракт на поставку газа с иорданской Natural Electric Power Co. на $ 10 млрд. Под этот контракт компании, разрабатывающие Левиафан, получили необходимое финансирование от банков. Ежегодно Иордания потребляет свыше 6,5 млрд куб. м.
С учетом собственного потребления и обязательств, в соответствии с заключенными контрактами, Левиафан может поставить в Европу не более 9 млрд куб. м/г, но для этого необходимо создать транспортную инфраструктуру - проложить подводный трубопровод до побережья Турции в районе города Джейхан и подсоединить его к TANAP. Проект считается дорогим и рискованным из-за сложной политической обстановки в регионе и не урегулированных территориальных споров.
Еврокомиссия прогнозирует, что потребление газа в ЕС в 2030 году составит 440 млрд куб. м/г. При этом добыча в Норвегии, Великобритании и Нидерландах будет снижаться. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году совокупная добыча в Европе может снизиться на 50 млрд куб. м/г. Появление незначительных израильских объемов газа не изменит расстановки сил на европейском рынке.
"Газпром", который сначала выразил желание войти в состав акционеров проекта Левиафан, позже отказался от этой идеи, осознав, что израильский газ в Европе ему не конкурент.