10 января (Dow Jones). Добыча нефти в Ливии за последние шесть месяцев утроилась, заставляя усомниться в реализуемости планов ОПЕК по скоординированному сокращению производства нефти для поддержки цен.
После 30 ноября, когда ОПЕК договорилась о сокращении добычи, цены на нефть подскочили на 19% до более чем 55 долларов за баррель, однако восстановление ливийского производства нефти может помешать планам картеля. ОПЕК предоставила Ливии освобождение от системы квот, так как эта страна еще с 2011 года, когда был свергнут ее прежний лидер Муамар Каддафи, охвачена противоборством различных повстанческих групп.
Но теперь вооруженные группы, контролирующие нефтяные месторождения и терминалы, стали заключать соглашения с ливийской нефтяной госкомпанией NOC о возобновлении работы нефтяной инфраструктуры. Нужно заметить, что повстанцы старались не повреждать нефтяные объекты и оборудование даже во время вооруженных столкновений.
В результате ливийская добыча нефти на этой неделе выросла до 3-летнего максимума 708 000 баррелей в день, сообщили в NOC, тогда как еще менее года назад она составляла менее 200 000 баррелей в день. Ливия располагает самыми крупными в Африке разведанными запасами нефти. До свержения Каддафи добыча нефти в Ливии достигала 1,6 млн баррелей в день.
Производство нефти в Ливии стало расти столь ритмично, что NOC надеется довести его в этом году до 900 000 баррелей в день, тогда как в ноябре, когда была заключена сделка ОПЕК, добыча составляла лишь 575 000 баррелей в день. Такой рост может нивелировать сокращение нефтедобычи России в рамках сделки с ОПЕК и может заставить Саудовскую Аравию снизить добычу больше, чем планировалось, чтобы достичь запланированного совокупного сокращения. Ранее в королевстве допускали возможность такого дополнительного сокращения в случае необходимости.
Оле Хансен из Saxo Bank отметил, что рост производства нефти в Ливии представляет "серьезную проблему" для достижения ценами 60 долларов за баррель, поскольку хедж-фонды только и ждут медвежьих новостей.
Между тем политическая нестабильность может быстро обнулить все недавние достижения Ливии. Международно-признанному ливийскому правительству, базирующемуся в Триполи, пока не удается установить контроль на значительной части страны. Менее чем неделю назад в отставку подал заместить главы этого правительства.
В последнее время влияние "Исламского государства" в Ливии ослабло, однако его боевики, согласно западным спецслужбам, продолжают находиться в пустыне на юге страны. Значительная часть страны все еще контролируется ополченцами, и в последние недели напряженность в Триполи и окружающих районах даже усилилась.
Другие страны также могут стать препятствием для выполнения договоренностей ОПЕК. Так, Нигерия, которая также получила освобождение от системы квот картеля, в декабре нарастила добычу на 200 000 баррелей в день. Некоторые аналитики ставят под сомнение и готовность Ирака к сокращению добычи после того, как Wall Street Journal сообщила о планах страны по наращиванию экспорта в январе.
Однако именно ливийская нефтедобыча может представлять основную угрозу для ОПЕК и ее планов.
Госкомпания NOC остается одним из немногих реально функционирующих институтов в Ливии, и в последние недели ее деятельность набирает обороты. Учитывая штат численностью 61 000 человек, пока эта компания является крупнейшей в Ливии, и на ее долю приходится 95% ежегодных доходов от экспорта нефти.
"Это главная государственная нефтяная компания", - отметил Джефф Портер, глава North Africa Risk Consulting. "Реальной движущей силой возрождения Ливии как национального государства является именно NOC ", - добавил он.
Некогда NOC была целью повстанцев, которые стремились либо контролировать ее ресурсы, либо лишить противников доходов от добычи нефти. Так, в 2014 году боевики подожгли нефтехранилища в Триполи и в восточных терминалах после попытки взять под контроль нефтяную инфраструктуру региона.
В августе NOC выступила против возобновления работы восточных нефтяных портов Ливии в обмен на выплаты повстанцам, контролирующим их. Руководители компании опасались, что боевики снова заблокируют порты сразу после получения денег.
Но в последние месяцы повстанцы изменили тактику, что позволило NOC резко нарастить добычу нефти.
В сентябре прошлого года "Ливийская национальная армия", группировка ополченцев, выступившая против правительства, взяла под контроль нефтяные порты и разрешила им возобновить их работу. Лидер этой группировки генерал Халифа Хафтар счел, что возобновление работы портов наделит его политической легитимностью и откроет доступ к доходам от продажи нефти, которые позволят ему расплатиться с наемниками, сообщили осведомленные источники.
Представитель генерала Хафтара не ответил на просьбы прокомментировать ситуацию.
Между тем, в прошлом месяце две повстанческие группировки, контролирующие различные районы Шарары, крупнейшего нефтяного месторождения Ливии, также позволили NOC возобновить добычу.
После переговоров, длившихся семь месяцев, глава NOC Мустафа Саналла сообщил местным политическим группировкам, что компания не будет платить за возобновление добычи в указанном районе. Однако он предупредил, что все они понесут убытки, если быстрого роста дохода не произойдет, сообщили представили службы безопасности NOC и ее подразделения на западе страны. Большинство повстанцев продолжают получать жалование от государства за их роль в восстании 2011 года и за защиту нефтяной инфраструктуры.
Запад, включая США, также вышел на связь с лидерами повстанцев в целях убедить их, что возобновление нефтедобычи находится в интересах самих повстанцев, отметили в службе безопасности компании.
Джомод Эли Гетти, президент Революционного совета племени Тубу, представляющий за рубежом интересы одной из повстанческих группировок, заявил, что западные страны убедили его соратников обращать претензии к властям страны законным способом, а не посредством вооруженного выступления.