Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"
МОСКВА, 6 фев - ПРАЙМ. Спор между Россией и Белоруссией о ценах на газ перекинулся на нефтяную отрасль. Российские компании значительно сократили поставки нефти на белорусские НПЗ. В связи с этим белорусский президент намерен даже обратиться в суд. Более того, во время встречи с представителями прессы Александр Лукашенко сообщил, что поставки в этом году могут снизится до 12 млн т. Это может нанести серьезный удар по белорусской экономике, поскольку полноценную альтернативу российской нефти Минск найти не сможет.
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ
Белоруссия располагает двумя крупными НПЗ в Мозыре и Новополоцке совокупной мощностью 24 млн т. Оба завода являются современными предприятиями и способны выпускать моторные виды топлива стандарта Европ 5, а также другие виды нефтяной и нефтехимической продукции. Нефтепереработка и нефтехимия обеспечивают около 30% объема промышленного производства и половину экспорта страны. Свыше 70% продукции этих отраслей экономики реализуется на внешних рынках, обеспечивая приток в страну столь необходимой валютной выручки.
В стране есть собственные нефтяные месторождения. Их разработкой занимается государственная компания "Белоруснефть", которая добывает свыше 1,6 тыс. т/г. Почти вся добываемая в стране нефть экспортируется в Германию. Минск предпочитает получать российскую нефть в рамках Таможенного союза с Россией, а собственную продавать за рубежом.
Переработка дешевой российской нефти и экспорт готовой продукции обеспечивают высокую рентабельность, благодаря чему белорусская экономика получает существенную финансовую подпитку и возможность развития.
По данным ЦДУ ТЭК в 2016 году российские компании поставили на НПЗ Белоруссии 18,15 млн т нефти трубопроводным и железнодорожным транспортом по сравнению с 23 млн т годом ранее. Согласно графику "Транснефти", в первом квартале 2017 г. НПЗ в Мозыре и Полоцке должны получить 4 млн т российского сырья.
Значительное сокращение объемов переработки негативно повлияло на состояние экономики Белоруссии. ВВП страны в 2016 году снизился на 2,6%.
В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Минск неоднократно предпринимал попытки диверсифицировать поставки углеводородного сырья и обзавестись добывающими активами.
Во время осложнения отношений с Россией предпринимались попытки завести нефть из Венесуэлы и Азербайджана. Однако логистика поставок было очень сложной и затратной. Нефть сначала поступала морем в одесский порт, а затем по железной дороге до Мозырьского НПЗ. Последняя поставка была осуществлена в октябре прошлого года, когда сбытовое подразделение SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) отгрузила для Белоруссии партию легкой каспийской нефти объемом 85 тыс. т из грузинского порта Супса.
Также неоднократно делались заявления о возможности организации импорта из Ирана, Судана, Ливии и других стран. Альтернативные поставки всегда носили единичный характер, поскольку были экономически нецелесообразны.
Более того, Белоруссия стремится приобретать добывающие активы за рубежом. В 2007 году было создано венесуэльско-белорусское совместное предприятие Petrolera BeloVenezolana, в котором "Белоруснефть" принадлежит 40%. СП ведет добычу в районе озера Маракайбо.
В 2013 году была приобретена небольшая российская компания "Янгпур", которая ведет разработку нефтяных месторождений в ЯНАО.
Приобретение нефтегазовых активов в России и других странах ограничивается только финансовыми возможностями Минска.
За рубежом "Белоруснефть" добывает незначительные объемы, которые несопоставимы с поставками из России.
НЕФТЬ В ОБМЕН НА БЕНЗИН
В 2014 году Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов до 2025 года. В соответствии с этим соглашением российские нефтяные компании обязались поставлять в соседнюю страну 23 млн т/г. Пошлина на поставляемую нефть не взымались. Белорусская сторона, в свою очередь, обязалась отгружать на российский рынок ежегодно 1,8 млн т бензина. При этом, в случае поставок за рубеж нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, экспортная пошлина должна былa направляться в российский бюджет.
Однако перебои с поставками бензина начались практически сразу после заключения соглашения. Бензин в оговоренном объеме на российский рынок никогда не поступал.
После введения в России в 2015 году налогового маневра все экспортные пошлины на нефтепродукты стали перечисляться в бюджет Белоруссии. Кроме того, Минск просил Москву увеличить поставки нефти в 2016 году до 24 млн т/г. и сократить обязательные отгрузки бензина в Россию до 1 млн т, на что получил положительный ответ. Однако поставки в прошлом году были сокращены из-за разногласий в вопросе оплаты за поставленный газ.
Доля белорусского бензина на российском рынке никогда не превышала 5%. По данным агентства Argus, в 2016 году железнодорожные поставки белорусского бензина в Россию составили менее 183 тыс. т. - сокращение более чем в 4 раза по сравнению с годом ранее. При этом, в конце прошлого года отгрузки этого вида моторного топлива в адрес российских потребителей были ничтожно малыми. Причина столь значительного сокращения - низкие цены на российском рынке, что делает его непривлекательным для белорусских поставщиков.
Одновременно с сокращением отгрузок в Россию Белоруссия наращивала экспорт на Украину. В 2016 году в эту страну с белорусских НПЗ поступило 1,2 млн т товарного бензина - более 81% всего импорта этого вида моторного топлива. По сравнению с 2015 годом поставки белорусского бензина выросли почти в 2 раза.
ДЕФИЦИТА НЕ БУДЕТ
С 1 января 2017 года на Московском НПЗ начались ремонтные работы, что вызвало ажиотаж на рынке и ожидание дефицита, поскольку завод обеспечивал 34% столичного рынка моторного топлива. В конце прошлого года представители Минэнерго РФ заявляли, что в случае нехватки бензина в России можно рассчитывать на увеличение поставок из Белоруссии.
В связи с укреплением национальной валюты в последние месяцы привлекательность российского рынка значительно повысилась. Но из-за обострения отношений между Москвой и Минском в январе 2017 года поставки белорусского моторного топлива в Россию прекратились полностью. Прекращение отгрузок подтвердили представители "Белоруснефти".
Однако существующие запасы, низкий спрос в зимний период и текущие объемы производства отечественных НПЗ позволяют утверждать, что дефицита бензина на российском рынке в первом квартале не возникнет, несмотря на сокращение предложения моторного топлива из-за ремонтных работ на Московском НПЗ.
В январе 2017 года выпуск автомобильного бензина в России составил 3,27 млн т - на 103,6 тыс. т меньше чем за тот же период прошлого года. По самым оптимистическим прогнозам, в настоящее время потребление бензина в стране не превышает 3 млн т в месяц.