МОСКВА, 23 окт - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. После вхождения китайской частной компании CEFC в акционерный капитал "Роснефти"
"Роснефть" готова задействовать все имеющиеся возможности, включая увеличение поставок по магистральному трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и казахстанскому маршруту Атасу – Алашанькоу, а если их будет недостаточно, то и отгрузки по железной дороге.
Новый партнер из Поднебесной
CEFC стала крупным акционером "Роснефти", купив 14,16% долю участия в российской компании. После заключения сделки Сечин объявил о необходимости увеличения экспорта в Китай в связи с подписанием с CEFC пятилетнего соглашения о поставках нефти в объеме 10 млн т/г.
CEFC самая динамичная частная компания, которая быстро расширяет свое присутствие в нефтяной отрасли Китая и за рубежом, что стало возможным после начала проведения Пекином либеральной политики в сфере нефтепереработки. Частным компаниям сейчас разрешается самостоятельно закупать и перерабатывать углеводородное сырье. В прошлом году CEFC проявляла интерес к приобретению нескольких независимых китайских НПЗ.
После заключения соглашения с "Роснефтью" о поставках нефти в ближайшее время следует ожидать сделок по слиянию и поглощению в нефтеперерабатывающей отрасли Китая, инициатором которых станет CEFC. Российская компания может принять участие в этих сделках в качестве партнера CEFC и получить доступ к нефтеперерабатывающим мощностям на территории Китая, поэтому сотрудничество между двумя компаниями будет продолжаться.
"Мы будем готовить дополнительный контракт, более долгосрочный, с CEFC, который закрепит наши позиции на китайском рынке. Кроме того, мы будем развивать с CEFC ряд новых проектов, в том числе в сфере нефте- и газодобычи, а также нефтехимии, на территории России", - заявил Сечин.
Технические ограничения не помеха
Сейчас пропускная способность ВСТО составляет 58 млн т/г. В связи с ростом экспорта нефти в восточном направлении "Транснефть"
"Транснефть" выполнила все необходимые работы по увеличению до 30 млн т/г пропускной способности трубопровода Сковородино-Мохе – ответвления ВСТО. Однако трудности существуют по обе стороны границы. Китайская сторона не смогла завершить программу расширения своей нефтепроводной системы, поэтому в следующем году сможет принять по трубопроводу Сковородино-Мохе только 28-28,5 млн тонн. Поставки в объеме 30 млн т/г станут возможными только в 2019 году.
К этому сроку завершится модернизация и увеличатся объемы производства на трех НПЗ на северо-востоке Китая – в Ляояне, Даляни и Цзилини. При этом мощность крупнейшего завода в Ляояне возрастет к концу 2018 года в два раза – до 400 тыс. барр./сут. (≈20 млн т/г). Все три НПЗ принадлежат крупнейшей китайской нефтяной компанией CNPC, с которой "Роснефть" заключила долгосрочное соглашение о поставках сырья.
Чтобы обеспечить поставки в Китай в объеме 50 млн тонн уже в следующем году, "Роснефть" придется использовать возможности казахстанского трубопровода Атасу-Алашанькоу.
Советник главы "Транснефти" Игорь Демин 9 октября сообщил, что "Роснефть" обратилась в нефтетранспортную компанию с просьбой увеличить поставки в направлении Казахстана еще на 3 млн т/г. Однако увеличение прокачки в сторону Казахстана является технически трудной задачей и даже может привести к повышению тарифов на других направлениях, поэтому нефтетранспортная компания окончательного решения еще не приняла.
Эксперты уверены, что "Транснефти" придется дать положительный ответ, поскольку "Роснефть" обладает огромным административным ресурсом, а российское правительство уделяет особое внимание развитию экономических отношений с Китаем. Однако с технической точки зрения увеличить экспорт нефти в Китай задача непростая. Ссылаясь на технические сложности, руководство "Транснефти" пока официального ответа не дала.
В этом году российская компания сумела договориться о росте поставок по этому маршруту с 7 млн т/г до 10 млн т/г. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы выполнить все обязательства перед китайскими партнерами.
Рост поставок по Сковородино-Мохэ и Атасу-Алашанькоу не гарантирует поставки в Китай в объеме 50 млн т/г. Компании придется отгружать больше нефти на терминале в Козьмино – конечном пункте ВСТО. Однако сделать это возможно только за счет сокращения экспорта других российских компаний.
В этом году экспорт через Козьмино превысит 31 млн т/г. Из этого объема около половины приходится на "Роснефть" и аффилированные с ней структуры. При этом, более двух третей российской нефти, экспортируемой через дальневосточный терминал, поступит на рынок Китая.
Для выполнения обязательств в 2017 году "Роснефти" возможно придется возобновить отгрузки нефти в Китай по железной дороге, несмотря на более высокие затраты по сравнению с трубопроводными поставками.
Жадный до нефти китайский дракон
Китай в январе-сентябре 2017 года импортировал 320 млн тонн нефти – на 12,2% больше, чем за тот же период годом ранее. Увеличение поставок углеводородного сырья в КНР происходит, несмотря на повышение цен на энергоносители. В прошлом месяце объем переработки на китайских НПЗ достиг 1,6 млн т/сут. (11,7 млн барр./сут.). В текущем году переработка нефти на китайских НПЗ может достигнуть 550 млн тонн. Китай стал крупнейшим импортером нефти в мире, обогнав США.
Стремление "Роснефти" закрепиться объясняются экономическими соображениями. Цена на смесь ВСТО, которая поставляется по одноименному нефтепроводу в восточном направлении, прежде всего в Китай, существенно выше по сравнению с Urals, которая экспортируется в западном направлении. Трубопровод ВСТО может гарантировать стабильные поставки российской нефти китайским потребителям. При поставках по трубопроводам транспортные издержки существенно ниже, чем затраты при поставках танкерами по морю.
Из-за налогового законодательства сейчас российским компаниям выгоднее экспортировать нефть, чем перерабатывать ее внутри страны. При этом, восточное направление приносит наибольшую прибыль. Кроме того, "Роснефть" может продавать нефть китайским потребителям, не прибегая к услугам трейдеров, что также способствует повышению эффективности продаж и усиливает позиции российской компании на рынке АТР.
Китайцы потеснят европейцев
Со следующего года "Роснефти" придется дополнительно поставлять в Китай более 800 тыс. тонн нефти ежемесячно, что сложно выполнить из-за соглашения о сокращении добычи ОПЕК+, в котором участвует Россия.
Крупнейшей российской нефтяной компании придется перенаправить часть нефти с Запада на Восток. Сделано это может быть только за счет западных трейдеров, с которыми ранее были заключены соглашения о поставках сырья. Начать изменение экспортных потоков станет возможным начиная со второго квартала, когда завершатся пятилетние соглашения с сырьевыми трейдерами Vitol и Glencore о поставках нефти, за которую "Роснефть" получила предоплату. В середине следующего года такой же контракт завершится с Trafigura, и российская компания полностью "освободится от пут" европейских трейдеров.
Кроме того, в следующем году руководству "Роснефти" придется пересмотреть условия или полностью отказаться от полугодовых тендеров на поставку нефти. В следующем году традиционные покупатели российской нефти на спотовом рынке будут вынуждены уступить место новым партнерам "Роснефти" из Китая.