МОСКВА, 1 дек - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. "Лукойл"
В третьем квартале на одном из НПЗ "Лукойла" – "Пермьнефтеоргсинтез" – глубина переработки достигла рекордного для России значения 99%. С "Пермьнефтеоргсинтез" могут сравниться только принадлежащий "Татнефти"
На всех НПЗ "Лукойл" наращивал производство светлых нефтепродуктов – прежде всего бензина и дизельного топлива. По этому показателю, который сейчас составляет 71,3%, компания также находится среди лидеров отрасли. В третьем квартале самый высокий результат был достигнут на Волгоградском НПЗ, где выход светлых нефтепродуктов увеличился до 73% – на 14 п. п. больше, чем годом ранее.
Руководство "Лукойла" всегда уделяло особое внимание нефтепереработке, не считая эту отрасль обузой для ведения бизнеса, в отличие от ряда других компаний. Компания инвестировала значительные средства в модернизацию производства, что позволило начать выпуск бензина и дизельного топлива в соответствии со стандартом Евро–5 уже в 2012 году – значительно раньше, чем этот стандарт стал обязательным в России.
Компания первой завершила модернизацию своих российских НПЗ в соответствии с четырехсторонними соглашениями между Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором, Росстандартом и 12 нефтяными компаниями. В рамках соглашений, нефтяники обязались модернизировать свои НПЗ для перехода до 2015 года на производство качественных нефтепродуктов, а после 2015 года должны обеспечить достаточное производство моторного топлива и обеспечить его предложение в достаточном объеме на внутреннем рынке.
В декабре прошлого года глава "Лукойла" во время встречи с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым сообщил о завершении программы модернизации НПЗ. Более того, Волгоградский НПЗ стал первым в России, где стало возможным выпускать бензин, соответствующий стандарту Евро-6.
Во многом благодаря модернизированным НПЗ "Лукойла" внутренний рынок России избежал дефицита бензина после введения налогового маневра с 1 января 2015 года и перехода на Евро-5 в середине прошлого года.
После выполнения четырехсторонних соглашений "Лукойл" не остановился на достигнутом – модернизация продолжилась.
И последние станут первыми
В этом году больше всего глубина переработки увеличилась на Ухтинском НПЗ – на 7%, достигнув 76%. Этот завод, построенный в 1934 году на севере европейской части России, вошел в состав "Лукойла" в 1999 году в ужасном состоянии. Компания провела модернизацию предприятия. Несмотря на то, что Ухтинский НПЗ отстает по техническом оснащению от других нефтеперерабатывающих предприятий "Лукойла", даже он способен выпускать бензин Евро-5. В прошлом году глубина переработки завода не превышала 63%, соответственно выход остаточного топлива – мазута – был очень большим. Кроме того, на Ухтинский НПЗ поступала преимущественно высоковязкая нефть с Ярегского месторождения. Когда из-за налогового маневра экспортная пошлина на мазут и нефть сравнялась, экспорт мазута стал невыгодным. При этом, на внутреннем рынке цены на этот нефтепродукт обвалились из-за избытка предложения. В СМИ появились сообщения о неминуемой скорой продаже завода, поскольку переработка нефти стала нерентабельной. Налоговый маневр – поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – стал тяжелым ударом по отечественной нефтепереработке. В таких условиях могли выжить только НПЗ с высокой глубиной переработки, где выпуск мазута сведен до минимума.
Руководство "Лукойла" отказалось от продажи и сделало ставку на оптимизацию производства. В прошлом году инвестиции в Ухтинский НПЗ выросли вдвое – до 1 млрд руб. Кроме того, на завод начались поставки легкой нефти с Западно-Тэбукского месторождения.
Глубина переработки значительно повысилась, хотя еще уступает среднему показателю по России, который сейчас оценивается в 81%. Ухтинский НПЗ в прошлом квартале значительно увеличил выпуск светлых нефтепродуктов – до 55%, что на 10 п. п больше показателя третьего квартала 2016 года.
"Лукойл" продолжит модернизацию своих НПЗ в России. Компания приняла окончательное инвестиционное решение о строительстве комплекса замедленного коксования на Нижегородском НПЗ (НОРСИ), что позволит увеличить производство светлых нефтепродуктов более чем на 10%. При этом, выпуск мазута должен сократиться на 2,7 млн т.
НОРСИ – крупнейший российский НПЗ "Лукойла", мощность переработки которого составляет 17 млн т/г, а глубина переработки – 80%.