МОСКВА, 25 июл — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Минфин РФ направил на согласование в заинтересованные ведомства обновленные поправки к закону "Об ОСАГО". Документ содержит предложения по либерализации рынка, направленные на переход к индивидуальным тарифам.
Предложено отменить спорные коэффициенты — мощности двигателя и региональный, а также ввести показатель, учитывающий стиль вождения и нарушения правил, фиксировать которые будут, в том числе, при помощи установленных на автомобиле телематических устройств.
Поправками предусмотрен переход на разные типы полисов с различными лимитами выплат. Предложены три варианта: нынешние 400 тысяч рублей за вред имуществу и 500 тысяч рублей на покрытие ущерба жизни и здоровью. Суммы могут быть увеличены до одного и до двух миллионов. Отмечается, что возможность оформления полиса с большими выплатами определяется страховщиком. Водители, согласно поправкам, также смогут купить ОСАГО сразу сроком на три года.
Документ определяет, что стоимость полиса не должна более чем в три раза превышать верхнюю границу установленного Центробанком базового тарифа. ЦБ также предстоит разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", по-разному восприняли ряд предложений Минфина, согласившись в одном – скорее всего полис подорожает. Однако, возможно, не для всех. Рост цены ждет, в основном, водителей, которые допускают нарушения за рулем.
ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН НЕИЗБЕЖЕН
Заместитель главного редактора "За рулем" Игорь Моржаретто подчеркнул, что это предложение Минфина пока не более чем предмет обсуждения. В конечном итоге принимает решение не только министерство финансов, а несколько заинтересованных сторон. Лишь потом оно появится в виде постановления правительства или изменения в закон.
"Предложение Цетробанка по этому поводу было озвучено около месяца назад. Из заинтересованных сторон, которые обмениваются предложениями, есть еще МВД и Минэкологии, которые пока свои предложения не озвучили. Это – только начало пути, и далеко не все предложения, которые на сегодняшний день известны, станут законом. Мы ждем", — подчеркнул он.
Моржаретто считает, что из озвученных предложений достаточно любопытными кажутся отмена регионального коэффициента и коэффициента по мощности двигателя. При этом с отменой первого эксперт не согласен.
"Эти пункты будут еще всячески обсуждаться, но с отменой регионального я не согласен. Регионы есть разные, где-то аварийность выше, где-то – ниже. Где-то уровень мошенничества огромный, а где-то – редкость", — считает Моржаретто.
Возможную отмену коэффициента по мощности эксперт одобрил, отметив, что не существует статистики, которая бы говорила о связи мощности двигателя с частотой попаданий в аварии. Все зависит в первую очередь от водителя.
Предложение выдавать полис на три года также вызывает сомнения, добавил Моржаретто, поскольку за три года многое может измениться. В том же пакете предложений Минфина есть зависимость коэффициента от ежегодной статистики нарушений.
"Как учитывать это в полисе на три года, если человек в течение года ухудшил или улучшил свои показатели?" – пояснил Моржаретто.
По его мнению, разные предложения вызовут и разную реакцию при обсуждении. Поправки Минфина еще не значат, что уже завтра в жизни автолюбителей что-то изменится.
"Они будут обсуждаться, будут приниматься некие компромиссные решения, учитывая интересы трех министерств, Центробанка, Российского союза автостраховщиков. И не факт, что дело дойдет до изменений в закон", — считает эксерт.
По мнению Моржаретто, процесс либерализации цен на ОСАГО произойдет в любом случае. Такое предложение содержится и в проекте Центробанка, и Минфина.
"И в любом случае будут учитываться личные качества водителя, которые сейчас не берутся в расчет. Для тех, кто водит спокойно, не нарушая правила дорожного движения, теоретически полис должен сильно подешеветь. А для тех, кто любит собирать штрафы ГИБДД – подорожать", — сказал Моржаретто.
НУЖНО ОТМЕНИТЬ ВСЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
Адвокат и вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский заявил, что некоторые предложения Минфина грубо нарушают Конституцию страны. Существующий закон говорит о страховании транспортных средств их владельцами, которые могут быть кем угодно — и физическими лицами, и коммерческими предприятиями, и государственными структурами. Стиль езды и штрафы – категория административной ответственности водителя, а не владельца.
"Мы в Думе многократно отменяли попытки ввести балльную систему учета. Мы с этим будем бороться. Это – недопустимо", — подчеркнул Ольшанский.
По его мнению, региональные коэффициенты действительно необходимо убрать. Но при этом нужно отменить и все остальные. Основной закон страны говорит о равенстве всех ее граждан.
"Мы исходим из того, что человек получил права честно. И это не зависит от того, сколько ему, к примеру, лет. По Конституции – все равны. Статья 19. Независимо от пола, возраста, образования, места жительства. Коэффициент, привязанный к региону – нарушение Конституции", — напомнил эксперт.
Он отметил, что если введение возможности покупать полис на три года приведет к его удешевлению, это станет положительным изменением. В обратном случае – это плохая инициатива. Однако в снижение цены эксперт не верит.
"В любом случае, поправки удорожат полис. Одна только поправка об удорожании стоимости полиса в зависимости от стиля езды водителя и его нарушений выкосит все. Там будут гигантские коэффициенты. И этого допустить нельзя", — подытожил Ольшанский.