МОСКВА, 4 апр — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Вашингтон стремится окончательно подорвать экономику Венесуэлы и добиться свержения президента Николаса Мадуро, прекратив покупать венесуэльскую нефть. Администрация Трампа угрожает санкциями компаниям, которые осмелятся покупать венесуэльскую нефть. Используя венесуэльскую оппозицию во главе с самопровозглашенным президентом Хуаном Гуайдо, США нанесли удар по системе энергоснабжения. Несмотря на американские санкции и отключения электроэнергии, Венесуэла в марте не допустила сокращения поставок нефти за рубеж, перенаправив экспортные потоки в Азию.
Санкций оказалось недостаточно
До недавнего времени США являлись главным покупателем венесуэльской нефти, но после "назначения" президентом Гуайдо отношения двух стран обострились до предела. Вашингтон полностью прекратил закупки венесуэльской нефти. До недавнего времени американский рынок для Венесуэлы являлся основным — в США поставлялось до 400 тыс. барр./сут. Санкции США и саботаж со стороны проамериканской оппозиции уже привели к обвальному падению добычи — с 2,4 млн барр./сут. в 2015 году до 1,34 млн барр./сут. в конце 2018 года.
Агентство Rystad Energy прогнозирует падение добычи до 1 млн барр./сут. в 2019 году и до 890 млн барр./сут. в 2020 году, если Мадуро удержится у власти.
Падение экспорта должна было привести к банкротству страны, но несмотря на пророчества "скорого и неминуемого банкротства" со стороны венесуэльской оппозиции и западных агентств, страна продолжает выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами.
Поскольку санкции не возымели должного эффекта, США и оппозиция нанесли удар по энергетической системе Венесуэлы — в первую очередь по гидроэлектростанции Simon Bolivar.
Simon Bolivar имеет мощность свыше 10 ГВт и является четвертой крупнейшей электростанцией в мире. Она обеспечивает электроэнергией большинство штатов страны, включая столицу Каракас.
C начала года на гидроэлектростанции постоянно происходят сбои в работе, что приводит к отключениям электроэнергии. Помимо недовольства среди населения сбои в электроснабжении наносят серьезный ущерб нефтяной отрасли — главному источнику благосостояния Венесуэлы.
По оценке компании Ecoanalitica, из-за отключений электричества только в марте потери Венесуэлы составили $2,106 млрд, это 2,5% ВВП. Безусловно, в Есоanalitica кроме прямого ущерба посчитали упущенную выгоду, но сумма оказалась внушительной.
Без надежного энергоснабжения невозможно добывать нефть, обеспечить работу установок для производства синтетической нефти (upgraders) и осуществлять отгрузки за рубеж на главном экспортном терминале Хосе. Экспорт нефти обеспечивают поступление валютной выручки, которая так необходима стране после заморозки Вашингтоном принадлежащих Венесуэле активов — не менее $7 млрд. К таким действиям со стороны США присоединились союзники. Великобритания отказалась возвращать 15 тонн венесуэльского золота, которые по неведомому стечению обстоятельств хранились в лондонских банках.
Венесуэльская нефть потекла в Азию
Несмотря на отключения электроэнергии и санкции США, экспорт венесуэльской нефти в марте составил 980,4 тыс. барр./сут. — незначительное снижение по сравнению с февралем, когда было отгружено за рубеж 990,2 тыс. барр./сут.
Лишившись американского рынка сбыта, Венесуэла сумела перенаправить свои экспортные потоки в Азию. Основными покупателями стали Индия, Китай и Сингапур. Согласно данным Refinitiv Eikon, на эти три страны пришлось 74% от всех экспортных поставок венесуэльской нефти в марте.
В марте китайский нефтяной гигант CNPC получил из Венесуэлы нефть в объеме 234 тыс. барр./сут. — больше, чем какая-либо другая компания. Почетное второе место заняла "Роснефть". После введения санкций со стороны США российская компания значительно нарастила закупки венесуэльской нефти. В марте "Роснефть" получила 214 тыс. барр./сут, преимущественно в счет ранее предоставленных кредитов. Венесуэльской нефтью загружается завод Nayara Energy в индийском Вадинаре, совладельцем которого выступает "Роснефть".
Более того, в прошлом месяце Венесуэла получила 184,5 тыс. барр./сут. моторного топлива — преимущественно бензина — и растворителей для тяжелой нефти. Большую часть этого объема обеспечила "Роснефть".
Недобросовестная конкуренция и стремление к гегемонии
"Действия США по отношению к Венесуэле — это одно из проявлений американской политики по продвижению своих экономических интересов с использованием методов недобросовестной конкуренции. Стратегической целью США является выход в ближайшие несколько лет в лидеры мирового экспорта нефти, устанавливающего свои "правила игры" и диктующего свою волю ОПЕК", — сказал в интервью газете "Известия" секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев.
Патрушев считает, что США стремятся "прибрать к рукам" венесуэльскую нефть, поскольку американские НПЗ на юге страны используют это дешевое сырье, а экспортируют дорогую сланцевую нефть.
По официальным данным EIA (публикуются с задержкой в два месяца), в январе добыча нефти в США снизилась впервые за последние шесть месяцев. В первый месяц текущего года в США было добыто 11,871 млн барр./сут. по сравнению с 11,961 млн барр./сут. месяцем ранее. Однако снижение добычи не сказалось на экспорте, который в январе достиг 79,830 млн барр — почти в два раза больше, чем годом ранее.
Поскольку США остаются нетто-импортером нефти, потребность в венесуэльской нефти сохраняется. Американские компании неплохо зарабатывают, продавая дорогую легкую нефть и покупая дешевое сырье из Венесуэлы.
Венесуэла нужна США не только для повышения "эффективности продаж" американской нефти. Поставив под контроль нефтяные ресурсы Венесуэлы, США могут добиться полного контроля над рынком энергоносителей в Западном полушарии и диктовать нефтяные цены для потребителей в Азии — прежде всего для Китая. Увеличение поставок энергоносителей рассматривается Вашингтоном как способ сократить огромный дефицит торговли с Китаем.
Китайский интерес
Между Пекином и Вашингтоном продолжается холодная торговая война. Импорт обеспечивает две трети потребности Китая в нефти, поэтому Пекин обоснованно рассматривает Венесуэлу, как "бездонный" источник энергоносителей. В торговом противостоянии с Вашингтоном доступ к венесуэльской нефти крайне важен для Пекина. Китай является крупнейшим кредитором Венесуэлы, а китайский бизнес представлен во всех сферах экономики латиноамериканской страны, включая высокие технологии. ZTE — дочерняя компания Huawei — успешно внедряет технологию 5G, что вызывает гнев Вашингтона. Трамп грозит санкциями всем, кто будут сотрудничать с Huawei. Некоторые западные эксперты уверены, что к созданию венесуэльской криптовалюты Petro приложили руку специалисты из китайских IT-компаний.
Совокупные инвестиции Китая в экономику Венесуэлы с 2007 до конца 2018 года оценивается в $67 млрд. По западным оценкам, в начале этого года Каракас задолжал китайским инвесторам около $20 млрд — значительно больше, чем России. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, долг Венесуэлы перед Россией составляет всего $3 млрд.
Многие китайские НПЗ, как и американские, способны эффективно перерабатывать тяжелую венесуэльскую нефть. После расширения Панамский канал способен пропускать танкеры типа Suezmax дедвейтом до 200 тыс. т, что делает значительно повышает рентабельность поставок венесуэльской нефти в Азию.
Без поддержки со стороны Китая и России экономика Венесуэлы давно бы рухнула под напором США и оппозиции, но основные баталии впереди. На 6 апреля Гуайдо назначил операцию "Свобода" с целью свержения правительства Мадуро.