МОСКВА, 16 апр — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Из-за санкций США против Венесуэлы и Ирана предложение тяжелой нефти на мировом рынке сократилось. Европейские НПЗ вынуждены покупать все больше российской нефти сорта Urals, чтобы заместить венесуэльское и иранское сырье. Из-за растущего спроса Urals уже торгуется с премией по отношению к североморскому Brent.
САНКЦИИ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДУТ
Когда в начале ноября 2018 года Вашингтон ввел санкции против Тегерана, европейские НПЗ значительно увеличили закупки венесуэльской нефти. Однако переизбрание президентом Венесуэлы Николаса Мадуро вызвало неудовольствие в администрации Дональда Трампа. В январе 2019 года Вашингтон признал президентом "самовыдвиженца" Хуана Гуайдо, а против латиноамериканской страны ввел экономические санкции, которые были направлены, прежде всего, против государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela S.A (PDVSA).
В результате санкционной политики Вашингтона, американские НПЗ сначала значительно сократили, а в начале марта полностью прекратили импорт венесуэльской нефти. Вашингтон также пригрозил жесткими мерами иностранным компаниям, которые продолжат экономическое сотрудничество с Венесуэлой. Однако американские НПЗ выдержали полное отсутствие венесуэльской нефти только в течение трех недель. В начале апреля EIA US (Управление энергетической информации США) опубликовала данные, согласно которым поставки нефти из Венесуэлы возобновились и с 30 марта по 5 апреля 2019 года составили 139 тыс. барр./сут.
Несмотря на прекращение закупок со стороны США и череду отключений энергоснабжения в стране, PDVSA не допустила обвального падения добычи и сокращения экспорта нефти. Компания сумела перенаправить экспортные потоки из США и Европы в Азию. В марте отгрузки за рубеж составили более 1 млн барр./сут., к удивлению западных экспертов. Крупнейшими импортерами стали китайская CNPC и "Роснефть", объемы закупок которых достигли 234 тыс. барр./сут. и 214 тыс. барр./сут. соответственно.
Американский экономический блицкриг против Венесуэлы провалился. Обескровить экономику и добиться смещения президента Мадуро Вашингтону не удалось, но союзники США лишились венесуэльской нефти.
В результате санкций США против Ирана и Венесуэлы предложение нефти на мировом рынке – в первую очередь, тяжелого сырья с повышенным содержанием серы – сократилось на 800 тыс. барр./сут. Этот объем сопоставим с уменьшением добычи странами ОПЕК в рамках последнего соглашения со странами, не входящими в эту организацию, в том числе с Россией.
США пришлось "в порядке исключения" разрешить импорт иранской нефти восьми странам, включая Индию, Китай, Тайвань, Южную Корею, Италию, Грецию и Турцию. Однако только Турция продолжает покупать нефть в Иране без оглядки на США, несмотря на непростые отношения между Анкарой и Тегераном. Разрешение Вашингтона действует только до мая, поэтому вскоре поставки иранской нефти в станы Южной Европы и Турцию могут значительно сократиться или прекратиться полностью.
По сообщениям компаний, отслеживающих движение нефтяных танкеров, в марте Иран отгрузил за рубеж 1,3 млн барр./сут. В первой половине апреля объем экспорта упал ниже 1 млн барр./сут. В начале 2018 года экспорт иранской нефти достигал 2,9 млн барр./сут.
ОРИЕНТАЦИЯ НА РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ
Спрос на российскую нефть сорта Urals после введения Вашингтоном санкций против Венесуэлы и Ирана значительно возрос, сообщает издание The Hill. Страны Европы вынуждены переориентироваться на Urals из-за отсутствия на рынке в достаточном объеме необходимого углеводородного сырья – тяжелых сортов нефти, которые поставляют Иран и Венесуэла. Санкции США укрепили позиции России на рынке энергоносителей. Трейдеры и конечные потребители в Европе стали активно закупать российскую нефть.
По подсчетам западных экспертов, только в марте выручка от экспорта Urals выросла на $140 млн по сравнению с октябрем прошлого года – до введения санкций со стороны США. Не без основания The Hill сообщает, что альтернативы российскому сырью в настоящее время на европейском рынке нет.
Ситуация может обостриться по мере завершения сезонных ремонтных работ на европейских НПЗ, что приведет к росту спроса на сырье.
Более того, ближневосточные экспортеры – прежде всего Саудовская Аравия – все больше нефти направляют на рынки Южной и Юго-Восточной Азии. Если доверять данным Refinitiv Eikon, Саудовская Аравия с октября 2018 года по март 2019 года сократила объем поставок в Европу в два раза.
Россия также является участником соглашения ОПЕК+, которое предусматривает снижение добычи нефти с целью сокращения избыточных запасов и восстановления баланса спроса и предложения на мировом рынке, поэтому поставки в Европу могут существенно сократиться.
URALS ДОРОЖЕ BRENT
По результатам мониторинга Минфина РФ, средняя цена нефти сорта Urals с 15 марта по 14 апреля 2019 года на международных рынках составила $69,02/барр. Минфин РФ учитывает стоимость Urals на северо-западе Европы и в Средиземноморском регионе для расчета экспортной пошлины и НДПИ. За тот же период средняя котировка фьючерса Brent ближайшего месяца поставки составила $68,96/барр. Brent – это смесь разных сортов североморской нефти и является эталоном для Западного полушария. В зависимости от котировок эталона формируется цена на другие сорта, в том числе на российскую нефть.
"Urals стоит дороже Brent, и нет признаков того, что он будет торговаться со скидкой в ближайшее время", — приводит слова представителя крупной европейской нефтяной компании агентство Reuters.
В Средиземноморском регионе Urals обычно торгуется по отношению к Brent со скидкой минимум в один доллар, но с ноября прошлого года разница в цене между двумя сортами начала быстро сокращаться. Сейчас Urals стоит на 0,7/барр. дороже, чем Brent.
Сейчас цена на российский сорт на юге Европы выше, чем на северо-западе континента – крайне редкое явление на нефтяном рынке. Растущие цены и спрос на Urals вынудили ценовое агентство S&P Global Platts начать консультации с участниками рынка с целью изменения методологии расчета котировок основного российского экспортного сорта.
ТУРЦИЯ ЖАЖДЕТ РОССИЙСКОЙ НЕФТИ
Ситуация с предложением Urals в Средиземноморье усугубляется в связи с запуском крупного НПЗ STAR в Турции, который способен перерабатывать до 200 тыс. барр./сут. (10 млн т/г). Предполагалось, что основными сортами нефти для завода станут российский Urals, а также иракские Kirkuk и Basra.
Однако из-за логистики поставок и повышения цен, иракская нефть стала менее привлекательна для владельцев STAR. Основной акционер завода – азербайджанская государственная компания SOCAR – предпочитает нефть из России, отгружаемую в Новороссийске и даже в Приморске.
"Роснефть" в конце прошлого года заключила с SOCAR долгосрочное соглашение на поставки нефти для НПЗ STAR в объеме 1 млн т/г. 11 апреля азербайджанская компания приобрела у "Сургутнефтегаза" в Приморске танкерную партию объемом 100 тыс. т, которая предназначалась для НПЗ STAR. В прошлом месяце поставки Urals на турецкий завод достигли 184 тыс. барр./сут. В этом месяце планируется вывод НПЗ STAR на полную мощность.
"Все НПЗ ищут нефть Urals или похожий сорт… И мы понимаем, что всем не хватит," – цитирует Reuters слова трейдера крупной международной компании, торгующей сырьевыми товарами.