МОСКВА, 6 сен — Dow Jones. Интернет-гиганты годами пытались усидеть на двух стульях, однако теперь приближается час расплаты. Вопрос лишь в том, кому придется платить.
Такие компании, как Amazon и Facebook, изменили мир, создав практически вездесущие платформы для онлайн-шопинга, сервисов и информации. Однако большую часть контента и продуктов для этих платформ производят не они. В прошлом это вполне позволяло им уходить от ответственности. В конце концов, если владелец блошиного рынка не отвечает за фальшивый Rolex, купленный вами за одним из его прилавков, то почему Amazon должна отвечать за вещи, купленные ее клиентами у независимых продавцов на ее сайте?
Однако Amazon – не блошиный рынок. Сейчас это третья по стоимости публичная компания в мире, уступающая только Microsoft и Apple. По итогам этого года она должна стать третьей компанией по годовой выручке в составе S&P 500, опередив и Apple, и ExxonMobil. При этом Amazon, Facebook и Alphabet Inc., владелец Google, – это три платформы, генерирующие в сумме более 460 млрд долларов годовой выручки.
Эти растущие компании годами уклонялись от юридической ответственности за действия недобросовестных пользователей на их сайтах. На их стороне был закон: раздел 230 Закона о соблюдении приличий в средствах коммуникации защищает интернет-платформы от ответственности за размещаемый пользователями контент.
Однако теперь, когда эти платформы превратились в глобальных гигантов, многие думают, что рост их влияния должен сопровождаться увеличением ответственности. Ранее в этом году Апелляционный суд третьего апелляционного округа США постановил, что клиент из Пенсильвании может подать в суд на Amazon из-за продукта, который считает небезопасным. Между тем Facebook недавно была оштрафована на 5 млрд долларов за нарушения конфиденциальности пользователей. Это крупнейший штраф за подобные нарушения за всю историю Федеральной торговой комиссии (FTC) США. Кроме того, FTC оштрафовала Google на 170 млн долларов из-за нарушений на ее сервисе YouTube, после чего компания скорректировала работу сервиса, в частности, отключив комментарии к детским видео.
Проблема заключается в ожиданиях. Онлайн-пользователи разумно ожидают найти на авторитетных платформах надежные и хорошо рекламируемые товары – как, например, в гипермаркете. Однако они ожидают этого не только от крупнейших компаний. Потребители думают, что более мелкие игроки, специализирующиеся на таких категориях, как знакомства, путешествия и уход за детьми, предложат им тот же уровень сервиса.
Аргументы в стиле "мы просто технологическая платформа" больше не принимаются во внимание. В этом году Facebook активно инвестирует в усиление мер безопасности на своей платформе и в т. ч. на площадке Marketplace, где, как выяснила ранее в этом месяце The Wall Street Journal, осуществлялись, несмотря на запреты, замаскированные продажи оружия. Большую часть последних двух лет компания отвечала на критику со стороны регуляторов, законодателей и прессы в связи с различными спорами, общий смысл которых сводится к вопросу о законности контента, размещаемого на сайте.
Теперь наступила очередь Amazon. В прошлом месяце WSJ обнаружила тысячи предложений небезопасных товаров на сайте Amazon.com, преимущественно от сторонних продавцов. Amazon заявляет, что ее инструменты безопасности заблокировали 3 млрд наименований на сайте только за прошлый год. Однако компании, вероятно, придется принять дополнительные меры, учитывая растущее внимание к ее деятельности.
Более мелким платформам тоже приходится платить. Ранее в этом году WSJ провела другое журналистское расследование и выявила несколько инцидентов с трагическим исходом для родителей, которые пользовались услугами по уходу за детьми от сайта Care.com. Гендиректор этой компании ушел в отставку уже через несколько месяцев после первой статьи в WSJ, и один из инвесторов-активистов в настоящее время призывает подумать о продаже этого бизнеса. В мае компания заявила, что начнет проводить углубленные проверки биографии и других данных персонала, ухаживающего за детьми.
Повышение безопасности онлайн-платформ – это вопрос первостепенной важности. Акции Care.com упали на 57% с момента публикации результатов расследования WSJ в марте. В прошлом месяце компания заявила, что новостной фон способствовал замедлению роста количества платных пользователей. Выявление недобросовестных игроков и вредных продуктов может подорвать доверие потребителей к самой модели онлайн-платформы, что будет угрожать росту всех компаний данного сектора.
Пока что инвестиции в дополнительную безопасность осуществляют преимущественно платформенные компании.
И хотя большую часть этих расходов, вероятно, оплатят инвесторы, клиенты тоже могут столкнуться с некоторым ростом цен. Что касается Amazon, то электронная розничная торговля генерирует значительно более низкую прибыль, чем онлайн-реклама, что оставляет компании меньше средств на дополнительные расходы. Операционная маржа Amazon за последние четыре квартала составила всего 6% против 34% у Facebook и 26% в основном бизнесе Google. Более строгий контроль качества может лишить клиентов некоторых выгодных покупок и заставить их вернуться к традиционным ритейлерам.
Инвесторам стоит готовится к тому, что рентабельность технологических платформ окажется под давлением.
— Авторы Laura Forman, laura.forman@wsj.com, Dan Gallagher, dan.gallagher@wsj.com; перевод ПРАЙМ; + 7 495 974 7664; dowjonesteam @ 1prime.biz.
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ