МОСКВА, 4 мар – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Сокращение закупки валюты Минфином по бюджетному правилу обусловлено падением цен на нефть, из-за чего сокращается объем дополнительных нефтегазовых доходов. По мнению экспертов, действия министерства на валютном рынке могут снизить спрос на риск на российском рынке акций в ближайшие недели в пользу "качественных" активов. Это несколько стабилизирует волатильность, но, если цены на нефть продолжат падать, идея инвестиций из накопленных средств ФНБ окажется под большим вопросом.
Минфин в марте сократит ежедневные покупки валюты по бюджетному правилу в 1,8 раза. Их объем в период с 6 марта по 6 апреля составит 133,3 млрд рублей — по 6,3 млрд рублей в день, говорится в сообщении министерства. Это минимальное значение с начала 2018 года, когда заработало действующее бюджетное правило. В предыдущий период — с 7 февраля по 5 марта — покупки должны составить 214,2 млрд рублей, или 11,3 млрд в день. Всего в 2019 году на покупку валюты Минфин направил 2,9 трлн рублей.
В настоящее время дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, согласно бюджетному правилу, формируются при превышении цены отсечения, установленной в этом году на уровне в 42,2 доллара за баррель. Избыток переводится Минфином в валюту и поступает в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
В последний год объем этих отчислений рос, как, соответственно, и закупки валюты. Однако коррективы в эту благостную картину внес коронавирус. С начала года фактический объем нефтегазовых доходов был существенно ниже ожидаемого из-за падения цен на нефть. По данным Минфина, в феврале средняя цена марки Urals, которая взята за основу, составила 54 доллара за баррель против 61,7 долларов в январе. В целом за февраль бюджет недополучил почти 40 млрд рублей.
"Снижение цен на нефть привело к тому, что в феврале объем дополнительных нефтегазовых доходов, рассчитываемых по бюджетному правилу, оказался ниже прогнозных значений, а разница перенесена на март", — комментирует главный аналитик ПСБ Богдан Зварич.
Вдобавок к этому, более консервативно прогнозируются дополнительные нефтегазовые доходы на предстоящий месяц. Все это привело к снижению объемов покупки валюты на рынке в марте относительно февраля.
Минфин считает, что денег от нефтяников поступит меньше, поэтому он меньше купит валюты и меньше ликвидности поступит в экономику, согласен аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин. Это основано лишь на прогнозах министерства, которые пока носят предварительный характер – ревизия официальных оценок будет проведена в течение весны.
СОКРАТИТЬ ИНВЕСТАКТИВНОСТЬ
Однако министерство пока не считает, что регулярные покупки вовсе стоит прекратить, как это было во второй половине 2018 года из-за волатильности на рынках. Пока решено ограничиться их существенным сокращением, констатирует руководитель отдела аналитических исследований "Высшей школы управления финансами" Михаил Коган.
Но проблема в том, что такие действия с высокой вероятностью приведут к снижению рублевых цен на нефть. Это имеет для экономики "охлаждающий" инвестиционную активность дефляционный эффект.
"Характерно, что вчера Минфин заявил о том, что отложит проведение аукциона по размещению ОФЗ. В результате данной меры рынок потеряет источник получения крайне важной информации о динамике внешнего спроса на российские активы", — указал Осин.
Таким образом, в целом действия Минфина в первую неделю марта выглядят продиктованными стремлением снизить инвестиционную активность на российском рынке в ближайшие недели. Это похоже на элемент искусственного сдерживания роста инвестиционной активности на развивающихся рынках в целях сглаживания рисков для "качественных" активов, что, возможно, несколько уменьшит текущую волатильность.
При этом необходимость применять нерыночные меры для регулирования спроса говорит о том, что сам по себе спрос на риск на финансовых рынках сейчас высок, несмотря на негативный информационный фон, рассуждает он.
НЕФТЬ И СПРОС НА РИСК
В дальнейшем объемы покупок также будут зависеть от цен на нефть и связанных с этим рисков. Определяющее значение для рынка энергоносителей будет иметь влияние коронавируса на дальнейшую динамику макропоказателей, а также предстоящий 5-6 марта саммит ОПЕК+, на котором будет рассматриваться вариант дополнительных ограничений нефтедобычи, отмечают эксперты.
В случае снижения опасений относительно влияния коронавируса на мировую экономику и слаженных действий ОПЕК+ в ближайшие месяцы рынок энергоносителей может продемонстрировать восстановление, что приведет к росту объемов покупки валюты по бюджетному правилу, полагает Зварич.
Все зависит от динамики спроса на риск и ее интерпретации российскими финансовыми регуляторами, считает Осин. "Полагаю, что в апреле – мае динамика рублевых цен на нефть улучшится. Цены на нефть удержатся на уровне 50 долларов и выше, поскольку сохраняет актуальность стремление ОПЕК поддерживать их на уровне выше 60 долларов, а снижение ставки ФРС традиционно понизит оценочные риски по доллару по отношению к валютам развивающихся стран. Это позволит увеличить объем покупок валюты ЦБ", — прогнозирует он.
СУДЬБА ИНВЕСТИЦИЙ ИЗ ФНБ
Если же конъюнктура нефтяных цен сложится неблагоприятно, на помощь придут накопленные средства. Бюджетное правило устроено так, что позволяет выполнять социальные обязательства государства в любом случае, рассказывает Коган. Если фактическая цена на нефть окажется ниже цены отсечения, от которой формируется доходная часть бюджета, Банк России сможет воспользоваться накопленными резервами.
"В этой непростой ситуации Банк России может также приостановить дополнительные покупки из расчета в 2,8 млрд рублей в день, которые он обязался совершать в течение ближайших трех лет, но об этом в ЦБ не говорят", — сказал он.
Если это произойдет, то вкупе со снижением объема покупок Минфином замедлится пополнение Фонда национального благосостояния, что отложит сроки превышения его размера уровня в 7% от ВВП. При превышении этой планки у правительства появится возможность направить часть средств от этой разницы на инфраструктурные проекты, но не более 300 млрд рублей, чтобы не усиливать инфляционное давление. Такие планы власти выстроили еще до вспышки коронавируса.
Однако Осин напомнил, что даже в условиях роста спроса на нефть и благополучной конъюнктуры эта идея не была реализована. "Против нее выступает, к примеру, руководство ЦБ. Дальнейшее падение цен на нефть усилит позиции противников инвестиций средств ФНБ – у них появятся дополнительные аргументы в поддержку своей точки зрения", — заключил он.