МОСКВА, 19 окт — ПРАЙМ. Порядка 92% иностранных компаний, работающих в России, считают страну стратегическим рынком, а более половины из них планируют увеличить присутствие в РФ, говорится в исследовании "Международный бизнес в России", подготовленном компанией EY в преддверии заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) при поддержке Минэкономразвития РФ. Исследование есть в распоряжении РИА Новости.
Исследование проводилось в августе-сентябре 2020 года и охватывает представителей 62 международных компаний, в том числе 49 компаний, входящих в состав КСИИ. Участники опроса представляют все сектора экономики. Средняя выручка участников исследования по России составила 1,1 миллиарда долларов в 2019 году. Средняя численность сотрудников — 3,1 тысячи человек.
"Результаты опроса показывают, что Россия – один из стратегических рынков для 92% компаний, принявших участие в исследовании. Пандемия, волатильность цен на сырье и макроэкономическая нестабильность не сильно повлияли на их позицию. Доля компаний, которые называют Россию стратегическим рынком, стабильно высока и немного выросла по сравнению с прошлым годом", — заявил управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев.
КУДА ИНВЕСТИРУЮТ?
Более половины участников (53%) отметили, что собираются увеличить присутствие в России в ближайшем будущем. Чаще всего о таких планах заявляли азиатские компании и компании из отрасли энергетики и природных ресурсов, которых привлекает большая ресурсная база, постепенное восстановление цен на сырье и, для компаний из Азии, отсутствие жестких санкционных ограничений. Кроме того, 56% респондентов планируют выводить новые продукты и услуги на российский рынок, расширение производства на территории России в планах у 42% компаний.
"Больше других инвестируют компании из отрасли энергетики и природных ресурсов, где на одну компанию пришлось почти 9 миллиардов долларов прямых инвестиций (с 1990-х по начало 2020 года). За следующие пять лет международные компании, участвовавшие в опросе, рассчитывают инвестировать в Россию 5 миллиардов долларов. При этом многие компании затруднились назвать точную сумму, что связано с неопределенностью из-за пандемии и пересмотром ранее намеченных планов", — отметили авторы исследования.
США, Германия и Казахстан — самые важные экономические партнеры бизнеса в России. Сохранение роли США как ключевого партнера в России отметили 16% компаний. Еще 10% респондентов назвали Германию ключевым партнером российского бизнеса. Важность Казахстана отметили 10% международных компаний.
Большинство участников опроса (53%) не планируют расширение в регионах. Но планы региональной экспансии сильно зависят от отрасли компании. Временно приостановить региональную экспансию планируют большинство производителей промышленной продукции и потребительских товаров, которые уже хорошо представлены за пределами Москвы.
ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ
По мнению половины участников опроса, частые изменения законодательства негативно влияют на инвестиционную привлекательность России. Высокий уровень административных барьеров (39% респондентов) и несоответствие законодательства сложившимся условиям (34%) — другие трудности, на которые обращают внимание участники опроса.
"По мнению принявших участие в опросе международных компаний, трудовые отношения, налогообложение и финансовое регулирование входят в топ-3 наиболее проработанных областей российского законодательства. А к списку примеров позитивных изменений респонденты отнесли регулярную гильотину и отмену устаревших нормативных актов, развитие трудового законодательства, в частности эксперимент по использованию электронной цифровой подписи в кадровом документообороте; появление специального налогового режима для самозанятых граждан; разработку законодательства в сфере защиты капиталовложений", — комментирует Ивлев.
Также 76% участников опроса сказали, что их компания оказывала материальную помощь медицинским, бюджетным, благотворительным или общественным организациям России в связи с пандемией. Материальная помощь включала денежные пожертвования, покупку медицинского оборудования, техники или безвозмездное предоставление продукции своей компании. Так, 20 компаний, которые раскрыли точную сумму затрат на поддержку, оказали российским организациям материальную помощь на 15,5 миллиона долларов.