МОСКВА, 5 ноя — ПРАЙМ. Белоруссия уже почти 10 лет добывает небольшое количество нефти в России, поэтому возможность получить новое месторождение вряд ли можно назвать сенсацией, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
В среду белорусское государственное агентство Белта со ссылкой на пресс-службу главы республики передавало, что президент РФ Владимир Путин поддержал предложение своего белорусского коллеги Александра Лукашенко о покупке Белоруссией нефтяного месторождения на территории России. Отмечалось, что после проработки этот вопрос более детально будет обсуждаться во время ближайших переговоров.
"Рассматривать это как какую-то сенсацию не стоит, как панацею для Белоруссии — тоже не стоит. Это подается Лукашенко как какой-то прорыв, но никакого прорыва здесь нет", — сказал РИА Новости Симонов.
Эксперт пояснил, что с 2013 года работу по добыче нефти на территории России в ЯНАО ведет "Янгпур", дочерняя компания "Белоруснефти". Она владеет правом пользования на Известинский участок, на котором добыча нефти в 2018 году составила 193 тысячи тонн. В 2019 году "Янгпур" выиграла право на Южно-Тыдэоттинский лицензионный участок.
"Конечно, речь идет как раз о том, что не государство Белоруссия будет владеть каким-то новым активом, а, скорее всего, та же самая "Белоруснефть", — заметил он.
КТО БУДЕТ В ВЫИГРЫШЕ?
По мнению Симонова, для России такое партнерство с белорусской компанией не особо интересно с той точки зрения, что обычно иностранные инвесторы привлекаются для новых инвестиций или доступа к технологиям для сложных проектов, например: в Арктике, на шельфе, для трудноизвлекаемой нефти.
"Белоруснефть" не обладает какими-то удивительными компетенциями или солидными деньгами для того, чтобы стать значимым игроком на рынке РФ", — отметил эксперт.
Однако и сама Белоруссия большой выгоды от потенциально нового месторождения не получит, считает Симонов. Он объясняет: Минск сейчас покупает в России нефть без уплаты экспортной пошлины, имея более низкую относительно той же Европы цену. Но из-за налогового маневра в РФ пошлина к 2024 году обнулится в пользу повышения налога на добычу полезных из копаемых (НДПИ).
"Это означает, что если белорусская компания приходит в Россию… на новый проект, на greenfield, то, соответственно, добычу она начнет вот к этому 2024 году. Да, она будет сама добывать, собственная нефть — это дешевле, но она будет платить НДПИ", — говорит Симонов.
Наконец, второй момент заключается в том, что вероятность получить "солидное" и легкое в добыче месторождение у Белоруссии тоже мала — таких проектов в России уже нет. При этом ежегодно Минск покупает у российских компаний около 17-18 миллионов тонн нефти.
"Я сильно сомневаюсь, что президент разрешил Белоруссии добывать 18 миллионов тонн. И опять же, хороших месторождений, таких лакомых, где пришел, ткнул лопатой, и пошла фонтаном нефть, в России сегодня уже нет. Все хорошее давно распределено. Прийти можно уже либо на greenfield, куда нужно вкладывать серьезные деньги, либо в какие-то сложные истории. Нефти у нас много, но не простой", — заключил Симонов.