МОСКВА, 29 ноя – ПРАЙМ, Олег Кривошапов. В мире увеличивается спрос на природный газ, и это, как ни парадоксально, не только сравнительно дешевые трубопроводные объемы. Большим интересом пользуется и СПГ. А в авангарде самых активных покупателей в мире – все тот же Китай, чья и без того грандиозная потребность в энергоресурсах становится все больше, пришел к выводу "Прайм".
"ГАЗПРОМ" – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ТРУБЫ
Совокупный объем поставок российского природного газа в Китай по восточному маршруту превысил 13,4 млрд кубометров, заявил вице-премьер Александр Новак 29 ноября в ходе Российско-китайского энергетического форума.
Газопровод "Сила Сибири" заработал в конце 2019 года, и до 1 января 2020 года по нему было поставлено 0,328 млрд кубометров газа. Транспортировка за весь прошлый год составила 4,101 млрд кубометров.
Вице-премьер также сообщил, что вскоре китайские партнеры подпишут кредитную документацию по проекту "Арктик СПГ 2", который с апреля текущего года финансируют российские банки. Александр Новак отметил, что Россия не первый год сотрудничает с Китаем в сфере производства сжиженного природного газа (СПГ).
Буквально на днях, 24 ноября, совет директоров "Газпрома" сообщил, что утвердил текущие проекты компании по производству и поставкам СПГ. В заявлении российского холдинга сказано, что его работа на этом перспективном направлении позволит усилить позиции на международных рынках и гибче подходить к решению задач, связанных с поставками на внутренний рынок.
В мае текущего года "Газпром" начал совместное с "РусГазДобычей" строительство специализированного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству СПГ. Предприятие мощностью 13 млн тонн в год сжиженного газа должно стать самым мощным заводом такого профиля в России и одним из наиболее производительных во всей Европе.
На сайте "Газпрома" о проекте говорится как об уникальном в мировом масштабе кластере.
Следует отметить, что холдинг также завершает строительство в Ленинградской области компрессорной станции (КС) "Портовая" (мощностью 1,5 млн тонн в год СПГ) и рассматривает возможность возведения еще двух заводов: в районе Владивостока (1,5 млн тонн) и на Черноморском побережье (от 0,5 до 1,5 млн тонн).
Планы крупнейшего поставщика из России в полной мере отвечают мировой тенденции, которую в решающей степени определяют темпы развития экономики Китая с соответствующим ростом потребности в энергоносителях, включая природный газ.
НЕНАСЫТНЫЙ ДРАКОН
В октябре стало известно, что некоторые крупные китайские энергетические гиганты согласовали долгосрочные контракты о поставках СПГ из США и Катара, а некоторые ведут переговоры о возможности таких соглашений.
Так, компания ENN Natural Gas будет получать по 0,9 млн тонн энергоносителя в год от Cheniere Energy в течение 13 лет. А в начале ноября Sinopec согласовала поставки 4 млн тонн с производителем Venture Global в течение 20 лет.
Компания China National Offshore Oil Corporation (CNOOC), которая договорилась о закупках с Qatar Petroleum, уже в январе 2022 года начнет получать катарский СПГ – по 3,5 млн тонн ежегодно в течение 15 лет. Китайская Sinochem, в свою очередь, договорилась о поставках в течение более 17 лет, начиная с июля следующего года: вначале заказчик будет получать по 0,9 млн тонн СПГ в год, а в последствии – до 1,8 млн тонн в год.
В январе – августе 2021 года только из США в Китай, как отметило китайское издание Global Times, было импортировано на 375% больше этого энергоносителя, чем за аналогичный период прошлого года: 5,4 млн тонн.
В середине ноября также стали известны некоторые подробности проекта еще одного магистрального газопровода из России в Китай. Стал известен маршрут, протяженность которого должна превысить 960 км. А к концу года ожидается готовое технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. "Восточный альянс" (известный также как "Союз Восток") задуман как крупнейший трубопроводный проект на российском Дальнем Востоке и продолжение газопровода "Сила Сибири 2".
Речь о поставках 50 млрд кубометров газа в год, что больше мощности "Силы Сибири 1", по которой можно транспортировать до 38 млрд кубометров. Впрочем, коммерческий контракт на продажу газа еще не подписан, а на реализацию проекта уйдут годы. И нехватка трубопроводного газа должна компенсироваться.
"С начала 2021 года Китай импортировал 67,7 млн т сжиженного газа, что уже превышает объем предыдущего года, 67,2 млн т, – отмечает консультант Vygon Consulting Иван Тимонин. – Всего же по итогам года, по нашим ожиданиям, в КНР будет отправлено около 75,7 млн т".
Эту динамику эксперт объясняет восстановлением экономической активности, низкими зимними и высокими летними температурами, а также продолжением политики переключения с угля на газ.
В долгосрочной перспективе спрос на СПГ в Китае также продолжит расти, и к 2030 году он может превысить 110 млн т в год, считает Иван Тимонин.
"Исходя из комментариев руководства "Газпрома", – рассказывает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин, – мы рассчитываем, что в перспективе до 2035 года экспорт природного газа из России в КНР вырастет до 70 млрд кубометров".
По данным российского холдинга и независимых рыночных экспертов, доля импорта СПГ в мировом объеме поставок газа в 2018 году составляла лишь 11%, а в 2030 году – увеличится до 16%, указывает специалист.
"Полагаю, учитывая, что именно данные китайской экономики формируют в значительной мере эту статистику, схожую долю в импорте будет иметь СПГ и на китайском рынке", – делает вывод он.
СПГ ПОНАДОБИТСЯ НЕ ТОЛЬКО КИТАЮ
"Мировые продажи сжиженного газа, по данным "Газпрома", на протяжении последних 20 лет росли в среднем на 7,6% каждый год, – отмечает Александр Осин. – Исходя из данных, содержащихся, в том числе, в российской правительственной энергостратегии, прирост этого показателя в ближайшие 10 лет будет составлять 6% ежегодно. Прогноз роста добычи и продаж вдвое ниже, около 3%". Но в итоге доминирующую роль сохранят поставки трубопроводного газа, ожидает специалист.
Потребности ЕС в импорте природного газа, по данным "Газпрома", основанным на оценке Wood Makenzie и IHS Markit, вырастут к 2035 году до 407–454 млрд кубометров с 322–324 млрд кубометров газа, рассказывает Александр Осин.
"Однако эта оценка учитывает только органический рост в рамках долгосрочной тенденции, на 2,6% в среднем за 16 лет в рамках положительной корреляции спроса на газ и мирового ВВП", – уточняет он.
Россия в 2020 году поставила около 700 тыс. тонн СПГ в Индию, еще примерно 200 тыс. тонн — в Пакистан, рассказывает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
"То есть российские объемы в эти страны тоже поступают, пусть и небольшие, — отмечает он. — Поставки в эти страны из Катара или Австралии более оптимальны с точки зрения маршрута, но, во-первых, российские компании могли бы пользоваться своповыми схемами, а во-вторых, при текущих сверхвысоких ценах стоимость транспортировки в меньшей степени оказывает влияние на рентабельность поставок".
Для крупных экспортеров имеет смысл поставлять СПГ в Индию и Пакистан через своп с другими производителями, соглашается главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. "Российский СПГ в такой схеме будет поставляться, как и сейчас, в Европу и АТР, замещая объемы того же Катара, Малайзии, Папуа-Новой Гвинеи, Австралии, — рассуждает специалист. — Кроме того, российские компании могут поучаствовать в строительстве местных ПХГ".
Член экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Дмитрий Коптев отмечает: "Скоро должно начаться строительство газопровода "Пакистанский поток", который соединит СПГ-терминал в Карачи с северными энергодефицитными провинциями Пакистана. По последним заявлениям, его мощность может составить 16 млрд кубометров в год, что эквивалентно 11,6 млн тонн СПГ. Даже если Россия не будет поставлять сжиженный газ для "Пакистанского потока", эти объемы уйдут с других рынков, например, с китайского, где они сейчас конкурируют с российским СПГ".
"Пакистан, вероятно, стремится к диверсификации поставок газа и может быть заинтересован в приобретении СПГ из России, как и из других стран, включая Катар, — рассуждает старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит. — Кроме того, в данном случае могут быть и другие стратегические причины, в связи с которыми Исламабад склоняется в пользу российских поставщиков".
Объем мирового потребления сжиженного газа к 2025 году, согласно текущим ожиданиям, достигнет около 442 млн тонн, рассказывает Иван Тимонин из Vygon Consulting. То есть рост относительно 2021 года составит примерно 70 млн тонн.
"В то же время на стадии строительства сегодня находятся заводы общей производительностью почти 135 млн тонн, большая часть из которых будет запущена до 2025 года, — утоняет эксперт. — В их число входят расширение мощностей Qatargas на 33 млн тонн, три завода в США суммарно на 33,2 млн тонн, российский "Арктик СПГ-2" на 19,8 млн тонн и ряд других проектов меньшей производительности в Канаде, Индонезии, Мексике, а также на африканском континенте". Таким образом, глобальная СПГ-индустрия готова к ожидаемому увеличению спроса, делает вывод специалист.
ЗАПРЕДЕЛЬНО ДОРОГОЙ СПГ МОЖЕТ ПОДЕШЕВЕТЬ
В свою очередь, дополнительное предложение будет способствовать снижению цен, однако наступит это не раньше второго квартала 2022 года, считает он.
"Наиболее вероятно, что до этого момента спотовые котировки и в Европе, и в Азии останутся на отметке выше 1000 долларов за тысячу кубометров или близко к ней", – полагает Иван Тимонин.
После второго квартала следующего года можно ожидать снижения цен примерно до 600 долларов за тысячу кубометров в Европе и до 700 долларов за тысячу кубометров в Азии, ожидает он.
"Способствовать этому будут прохождение зимнего пика потребления, ожидаемый запуск "Северного потока – 2", а также вероятные вводы шестой очереди Sabine Pass на 5,2 млн тонн и завода Calcasieu Pass на 10 млн тонн в США, намеченные на начало 2022 года", – резюмирует представитель Vygon Consulting.
Есть основания ожидать активного наращивания экспорта СПГ из США в ближайшие годы в соответствии с оценочными потребностями экономики Китая, указывает Александр Осин из "Фридом Финанс".
"В то же время, долгосрочные темпы прироста добычи углеводородов в США существенно ниже среднесрочных оценок, – рассуждает он. – Поэтому полагаю, что развитие инфраструктуры международных (в первую очередь – американских) поставщиков сжиженного газа при прочих равных без учетов рисков сдерживания спроса находится под рисками значимого отставания от потребностей экономики Китая".