МОСКВА, 30 ноя — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Новый штамм коронавируса "омикрон" несколько снизил накал страстей на энергорынке — нефть потеряла почти 15 долларов за баррель. Однако цены на газ по-прежнему остаются высокими, поскольку вирусный фактор определяет их в меньшей степени. Эксперты не ждут серьезного обвала котировок и в дальнейшем, хотя подчеркивают, что такой сценарий был бы более выгоден США и Англии, чем России, поскольку в низких ценах на нефть заинтересован, прежде всего, Запад.
О существовании нового варианта коронавируса — штамма "омикрон" — стало известно на прошлой неделе, но он уже успел внести сумятицу на рынки. В пятницу на опасениях, что "омикрон" опаснее и заразнее "дельты" биржи потеряли несколько процентов, а инвесторы начали массово выводить средства из рисковых активов. Американский регулятор предупредил о дополнительных рисках для экономики США, хотя официально президент Джо Байден заверил, что повода для паники нет.
Стоимости нефти в пятницу рухнула на 10-12% — это стало рекордным снижением с апреля 2020 года. В начале недели наблюдалась некоторая коррекция, которая затем замедлилась. "Произошедшее снижение цен примерно на 15 долларов за баррель снизило остроту энергетического кризиса", — констатирует аналитик по товарным рынкам "Открытие Инвестиции" Оксана Лукичева.
"Рынок живет ожиданиями, дефицит постепенно снизился к концу года, что уже не приводит к немедленному росту цен после их падения. К тому же лицо показали истинные двигатели рынка — действия крупных банков и инвесторов, которые испугались нового штамма и очередного локдауна, резко понизив цены до приемлемого для экономики уровня", — рассуждает она.
ТРИ СЦЕНАРИЯ
В дальнейшем события могут развиваться по трем основным сценариям — базовому, позитивному и негативному. Реализация конкретного варианта зависит от того, насколько опасным окажется новый штамм. Это сейчас изучают ученые и медики.
Если говорить о базовом сценарии, то нефтяной негатив ограничивается сохранением эффективности вакцин, полагает управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин. В основном спрос будет ниже из-за политики нулевого заражения в странах Азии. Но в том же Китае научились очень эффективно сдерживать распространение вируса. Негативный эффект от нового штамма уже в цене, и можно будет ожидать возвращение в прежний диапазон торговли 80-85 долларов за баррель, полагает он.
"Есть и позитивный сценарий, при котором новый штамм будет более безопасен для здоровья человека и, заместив остальные варианты коронавируса, приведет к нормализации вирусной обстановки в мире", — добавил эксперт.
"С учетом сохраняющегося энергетического кризиса в мире недавние прогнозы инвестбанков про 100-120 долларов за баррель будут иметь больше шансов на реализацию", — уточнил он.
Негативный сценарий предполагает, что мутировавший вирус не только более заразный, но и более опасный с возможностью обхода текущих вакцин. В этом случае в первую очередь пострадает и так ещё не полностью восстановившееся авиасообщение в мире, а также потребление бензина из-за локдаунов примерно на пять месяцев (специальную вакцину под вирус обещают вывести в производство уже через 2-3 месяца).
Локдауны, скорее всего, не будут столь категоричными, как весной прошлого года, но все равно могут убрать с рынка спрос не менее чем на 10 млн баррелей в сутки. Без ответных действий со стороны ОПЕК+ это может уронить цены на нефть до 40 долларов за баррель, до уровня октября прошлого года перед успешными результатами тест вакцин от коронавируса.
По мнению Лукичевой, жесткий сценарий разыгрываться все же не будет. Появление нового штамма уже сыграло свою роль — охладило рынки, что понизит общий уровень инфляции. Подтверждение этому уже можно наблюдать по новостному потоку, где появились сообщения о легком протекании штамма, об отсутствии необходимости жесткого локдауна и т.п.
СИЛЬНЕЕ ВИРУСА
При этом эксперты не ожидают резкого снижения либо взлета цен на нефть. С одной стороны, она очень чувствительна к осложнению вирусной обстановки и ограничению мобильности граждан. С другой — политика ОПЕК+ продолжает балансировать рынки.
Что касается цены газа, то на нее вирусная тема влияет весьма опосредованно. Гораздо более сильный эффект оказывает геополитическая напряженность вокруг Польши, Украины и Белоруссии.
"Это сильнее вируса. Если прекратится транзит российского газа, цены взлетят вне зависимости от эпидситуации, да и нефть подорожает", — констатирует экономист Василий Колташов.
В Азии цены на газ будет определять в большей степени спотовый рынок. Спрос здесь, по прогнозам экспертов, будет стабильно расти на фоне перехода с угля на газ, в том числе, в энергогенерации. В 2020 году мировое потребление электроэнергии, несмотря на пандемию и применяемые карантинные меры, упало всего на 1,1%, причем в основном за счет спада спроса в промышленности и коммерческой индустрии. Поэтому можно ожидать сохранения экстремально высоких цен на газ вне зависимости от развития ситуации с новым штаммом вируса, уверен Громадин.
ЛИШЬ НАЧАЛО КРИЗИСА
Характеризуя текущую ситуацию, Колташов высказал предположение, что мы имеем дело пока не с настоящим энергокризисом, а лишь с его предвестниками. Вспомним, что в 2008 году нефть стоила 145 долларов за баррель, а в начале 2010-х — более 100 долларов, но про кризис тогда никто не говорил.
"Мировые цены на все тогда были выше, чем сейчас, а мировая экономика переживала многолетний кризис, из которого сейчас только начинает выходить. Процесс это небыстрый, рост может сменяться коррекцией не один раз, но в целом мы входим в повышательный тренд, который будет продолжаться в ближайшие десятилетия. Есть все шансы, что цены на нефть вырастут до небывалых величин — 200-300 долларов за баррель", — прогнозирует он.
Это и пугает Запад, чья экономика переживает тяжелые времена. На фоне нулевых ставок они затапливают рынок деньгами, не имея других возможностей удерживаться на плаву. Резко повысить ставки, как это делали в начале 80-х годов, сейчас невозможно — такой шаг означал бы мгновенный корпоративный и страновой дефолт за счет резко возросших выплат по процентам. Остается лишь бороться за перепроизводство углеводородов любыми путями — давлением на ОПЕК, снятием санкций с Ирана, а также всевозможными информационными атаками.
Новый штамм, который, конечно же, есть, тут пришелся весьма кстати. На его фоне, не дожидаясь подтверждения негативных прогнозов, разворачивается атака, цель которой — вернуть рынки в состояние высокой тревожности. Обвал нефтяных цен повысит ценность основных резервных валют и побудит инвесторов к паническому бегству из Emerging Markets. Это выгодно США и Англии, но невыгодно России, Китаю, и другим странам, производящим энергоресурсы и товары — новым экономическим лидерам. Поэтому им стоит задуматься о тактике ответного "информационного удара", чтобы не допустить обвала котировок, делает вывод экономист.