МОСКВА, 16 дек — ПРАЙМ. Небывалый рост цен на грузоперевозки во всем мире, который бизнес и обычные потребители наблюдали весь текущий 2021 год, был вызван пандемией коронавируса. О том, какие еще причины привели к транспортному коллапсу и ждать ли нового витка роста цен из-за удорожания энергоносителей, рассказал агентству "Прайм" вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Дмитрий Саутенков.
"Во многом рост цен вызван последствиями продолжающейся пандемии Covid-19, оказавшей существенное влияние на различные сегменты бизнеса и бизнес-процессы. Закрытие границ, отмена и сокращение гражданских авиационных рейсов привели к дефициту провозных емкостей и масштабному логистическому кризису", — отметил собеседник агентства.
Дополнительное давление на цены в авиационных перевозках оказывает рост цен на морские контейнерные перевозки, которые достигли пятилетнего максимума. Здесь несколько причин: постковидный рост экономики, проблемы с оборачиваемостью контейнеров, погодные условия и закрытие портов в Китае.
"Компаниям, работающим в этом секторе (в том числе и нам), чтобы соблюдать заявленные сроки и качество доставки в условиях вызванных пандемией ограничений, приходится продолжать инвестировать в развитие собственного парка воздушных судов, привлекать дополнительные провозные емкости у партнерских авиакомпаний, оптимизировать логистические маршруты", — пояснил специалист.
Саутенков отметил, что мировой рынок логистики в условиях стремительной глобализации экономики является целостной системой. В нее входит огромное число транспортных узлов, хабов, портов, складских и распределительных центров, обеспечивающих движение товаров и их доставку по всему миру. Когда происходит сбой в крупных хабах или портах, таких как китайские, это неизбежно приводит к сбоям в глобальных цепочках поставок. Именно такая цепная реакция и произошла при закрытии крупнейших портов в Китае. Здесь в выигрыше оказались операторы, имеющие собственные провозные мощности.
Необходимость пересматривать свои цепочки поставок подтверждает и кризис в Суэцком канале в 2021 году, добавляет специалист. Многие компании, которые осуществляли транспортировку грузов большими партиями в контейнерах, вследствие блокировки Суэцкого канала переориентировались.
Если говорить о прогнозе, то в следующем году на рынок грузоперевозок будет влиять, в том числе, возможный рост цен на топливо.
"Это один из факторов, влияющих на рост тарифов на авиационные перевозки. Вместе с продолжающимся дефицитом провозных емкостей при высоком спросе на них можно ожидать соответствующую реакцию со стороны логистических операторов", — отметил он.